В конце ноября 2022-го для Читы произошло событие даже не года, а десятилетия — в городе наконец-то открылась удлиненная на 4,5 километра и 10 остановок троллейбусная линия от Дорожной больницы на улице Ленина до поселка Каштак.
Впервые колонка была опубликована в большом разборе года журналистов «Чита.Ру» от 31 декабря.
Без преувеличения для забайкальской столицы было очень важно реализовать столь крупный и перспективный проект, под который удалось привлечь федеральные миллиарды рублей по нацпроекту «Экология». Конечную остановку на Ленина модернизировали, сделав «отстойник», обновили и добавили контактную сеть, наделали остановок от депо до Каштака, где появилась новая конечка. Да и новые троллейбусы в 2022-м еще докупили.
Класс! Но, как это часто у нас бывает, что-то пошло не так.
Удлинившийся маршрут № 1, ранее обожаемый горожанами за удобство, вдруг стал для многих ненавистным. Сразу несколько человек из моего окружения заявили, что перестали пользоваться троллейбусами, опасаясь, например, опоздать на работу и не желая участвовать в самой натуральной давке. Такого количества жалоб на длительное ожидание «рогатого» общественного транспорта редакция не получала никогда. Ждать на остановке порой приходится по 20, а то и по 30 минут. И это зимой. Быть пунктуальным с таким положением дел точно не получится.
Тем забавнее вспоминать сейчас заявление властей города, что после запуска троллейбуса на Каштак они хотят сократить часть перевозчиков на маршрутках № 2 и 3, чтобы как можно меньше машин дублировали перевозку в одном и том же направлении. Теперь как бы, наоборот, не пришлось количество юрких микроавтобусов наращивать, так как троллейбусы не справляются теперь не только на новом отрезке, но и на всём протяжении маршрута.
Власти Читы называют разные причины, но на поверхности — основная: в городе банально не хватает водителей троллейбусов. Объявление об открытых вакансиях можно легко найти и сейчас. Из них следует, что кандидату, даже если у него есть категория, позволяющая управлять автобусом, предстоит пройти обучение длиной 7,5 месяца, во время которого соискатель будет получать ежемесячно 13 тысяч рублей стипендии. «По окончании обучения и сдачи теоретического и практического экзаменов в ГИБДД курсанту присваивается 3-й класс водителя троллейбуса», — говорится на сайте троллейбусного управления. И только после этого можно приступить к работе за зарплату, которая сейчас в объявлениях почему-то не указана, но, по данным сайта «ГородРабот.Ру», в 2022 году в среднем составляла 30 тысяч рублей. «Не выгоднее ли будет поехать на вахту?» — наверняка думает среднестатистический шофер.
Так крутой и реально нужный городу проект уперся в набившую оскомину кадровую проблему. И уже мысль о создании еще и новой троллейбусной линии на КСК, что в задумке также классно, выглядит нежизнеспособной из-за того, что одномоментно водителей «рогатых» автобусов больше в Чите не станет. Единственным выходом здесь, как мне кажется, может стать кардинальное улучшение условий труда тех, кто троллейбусами управляет, в том числе через повышение зарплат. Нужно обязательно найти эти деньги, постараться, иначе получится так, что реализованный проект не выполнит свою главную цель — снижение вредных выбросов в атмосферу за счет развития сети электрического транспорта. А федеральные деньги, выходит, окажутся потрачены, как это уже бывало в крае, впустую.
Согласны с автором?