Аллея на улице Горького в Чите, которая пусть и обветшала за время, но славилась своей зеленой летней уютностью и рядами яблонь, уже никогда не будет прежней — такой, какой ее запомнили многие горожане. Взамен срубленных высадили новые деревья и кустарники, а судить о том, как они будут выглядеть, когда приживутся и вырастут, пока рано. Но сегодня мы уже точно знаем, что аллея не только утратила свой привычный вид, главное, она перестала быть удобной для прогулок. Пересекающие Горького улицы с двух сторон обнесли заборами, чего раньше и в помине не было. Такой шаг возмутил не только горожан, но и губернатора региона.
Капитальный ремонт улицы Горького, который муниципальное предприятие «Дорожно-мостовое ремонтно-строительное управление» должно было завершить еще в ноябре 2022 года, получив за это примерно 220 миллионов рублей, продолжался и в феврале 2023-го. Главное, что в этот период бросилось в глаза горожанам — запоздалая масштабная установка новых металлических ограждений вдоль аллеи, в мороз, в замерзшую землю.
Заборчик на Горького был и раньше, но именно что небольшой, черный, с элементами ковки. Убирать старое ограждение стали в мае 2021 года — еще до ремонта, так как ТГК-14 решило заблаговременно поменять на Горького трубы. Сложили части забора в стопки и затем куда-то вывезли (им вернуться было не суждено).
И вот в 2023 году на месте заборчика появились серые типовые ограды с вкраплениями из квадратов и высотой чуть ниже легковой машины. Тут, конечно, дело вкуса, но, как по мне, уюта стало гораздо меньше. Если смотреть на аллею со стороны улицы Бабушкина, то оказалась она будто запертой в клетке, за которой спрятался и памятник легендарному танку Т-34. Но главное, что возмутило горожан, — новые заборы почему-то «нарезали» аллею на части, закрыв для пешеходов пересекающие Горького улицы. Если раньше здесь можно было спокойно прогуляться от Бабушкина и до Смоленской, переходя дороги по пути по пешеходным переходам, то теперь, чтобы продолжить прогулку, нужно преодолеть на каждом отрезке уже несколько «зебр» подряд (в районе Угданской сразу три), причем дважды перебежав оживлённую дорогу на Горького. Сомнительное решение в пользу безопасности пешеходов.
— На этой неделе нужно совещание по Горького провести. Есть обращение от граждан, что заткнули забором дороги. Понятно, что это по правилам дорожного движения, безопасности и так далее. Просьба организовать рабочее совещание с выездом. <…> Посмотрим, что можно сделать, — заявил 13 февраля на планерке в городской администрации исполняющий обязанности сити-менеджера Андрей Гренишин.
В этот же день на оперативном совещании правительства, как сообщалось на официальном портале региона, тему поднял и губернатор Забайкалья Александр Осипов.
— Почему до сих пор не привлекли к ответственности того, кто согласовал технические решения, которые изуродовали бульварную улицу? Когда вы собираетесь эти ошибки устранять? Люди не удовлетворены, это совершенно справедливо и показывает наплевательское отношение городских властей к жителям, — приводилась цитата Осипова на портале.
Источник в органах власти сообщил, что губернатор на самом деле был еще более категоричен в высказываниях. Александр Осипов назвал происходящее с улицей Горького издевательством и заявил, что руководству города неоднократно указывали на ошибки в проекте, которые нужно было исправить до выполнения основных работ, а не устранять их по факту, тратя дополнительно деньги.
В ответ на претензии губернатора, как говорится на официальном портале, Андрей Гренишин сообщил, что большинство замечаний от жителей краевой столицы в последнее время поступает на установленное пешеходное ограждение — металлическим забором перекрыли сквозной проход по аллее: «Все эти решения утверждены проектом организации дорожного движения. Но на этой неделе мы проведем комиссионный осмотр улицы и проведем совещание, где обсудим варианты решения этой ситуации».
Актуальный проект организации дорожного движения (ПОДД), о котором говорит руководитель городской администрации, имеется в распоряжении редакции «Чита.Ру». Мы нашли в нем улицу Горького и можем сказать, что ПОДД однозначно предусматривал пешеходные переходы по аллее Горького для сквозного прохода через Балябина, Угданскую и Подгорбунского. Более того, например, в районе Балябина в проекте нет никаких пешеходных переходов через Горького. Там как раз на схеме сплошной забор, который не предусмотрен только в том месте, где можно перейти дорогу, чтобы гулять прямиком по аллее.
Нет этого забора и перед памятником танку. Там пешеходная территория с преградами, предотвращающими парковку машин. Правда, в реальности эти столбики появились, но плохо помогали, а читинские автолюбители парковались прямо у постамента. Видимо, потому и было решено поставить дополнительную ограду, которая теперь странно соседствует со столбиками, не справившимися со своей задачей.
Мы уже не раз сталкивались с тем, что власти могут отступать от ПОДД в угоду здравому смыслу, например, как это было сделано на улице Коханского, где по проекту «лежачие полицейские» должны были появиться в трех местах, но появились только в одном, что и так затруднило движение на этом участке дороги, но явно могло быть хуже. Ну, а на Горького-то что? Как переход улицы по нескольким пешеходным переходам, что необходимо теперь для продолжения движения по бульвару, вдруг сочли безопаснее, чем переход по «зебре» в одном месте, причем не по главной дороге?
Замдиректора красноярской проектной организации «НТЦ КрасГИП» Сергей Лопатин, который в июле 2021 года был гостем проекта «Редколлегия» на «Чита.Ру», сообщал, что участвовал в непосредственном проектировании реконструкции улицы Горького по заказу МКУ «Городские дороги», а проект прошел госэкспертизу. До этого он публиковал два варианта эскизов — стоит ли говорить, что получившееся на сей день, даже отдаленно не напоминает ни один из предлагавшихся вариантов.
В «Редколлегии» Лопатин рассказывал, что его организация выиграла аукцион на проектирование реконструкции улицы Горького в 2019 году, деньги платились федеральные по проекту «Безопасные качественные дороги». В беседе с директором «Чита.Ру» Андреем Козловым проектировщик неоднократно подчеркивал, что бульвар на Горького должен остаться именно бульваром. Никто его не планировал сужать в угоду расширения проезжей части. Там должно было появиться новое электроосвещение, отремонтирована центральная аллея. Проезжая же часть расширялась в сторону тротуаров, к фасадам домов.
Однако также в июле 2021 года администрация Читы презентовала утверждённый проект. И в нем, как ни странно, действительно всё запланировано так, как мы видим сегодня на улице Горького, то есть пешеходные переходы поперек аллеи, а не вдоль — как ее часть. Выходит, и в задумке проектировщика бульвар был поделен на части. Получить комментарий самого Сергея Лопатина на момент публикации текста не удалось.
Исполняющий обязанности руководителя администрации Читы Андрей Гренишин 16 февраля сообщил, что сам выезжал на место, а также отправлял на Горького сотрудников администрации:
— Некоторые решения мы проговорили, есть варианты, сегодня утром поехали смотреть совместно с ГИБДД, насколько это можно реализовать. До конца дня мне доложат результат, а завтра я смогу вам описать ситуации и озвучить принятые решения.
О том, какое решение примут в городской администрации по корректировке получившейся реконструкции улицы Горького, мы обязательно напишем. А пока можно сделать вывод, что рабочие, очевидно, следовали разработанному проекту, но на стадии его обсуждения и утверждения никто не обратил внимание на то, что аллея станет прерывистой. Почему-то увидели это в 2023 году уже после установки ограждений. Возможны ли сейчас отступления от проекта? Может быть. Ведь с той же Театральной площадью, где по проекту были парковки, а по факту они закрыты, прокатило. Может, и здесь получится, так как логика всё же подсказывает, что гулять по бульвару удобнее по прямой и через второстепенные дороги, а не зигзагами через оживленную магистраль.