Скажите, а что вы сделали со своей новогодней елкой? Ну во всяком случае не притащили на сопку. И зачем бы вам это делать? Но оказывается, что есть некоторые энтузиасты, притаскивающие в лес сотни срубленных елок и выкладывающие там огромные круги.
Собака в нерабочий день меня всегда утягивает подальше от дома. Чаще всего мы ходим на Батарейную сопку — прохожих там немного, чаще можно встретить напарника для собачьих игр. Но в тот раз мы пошли выше, и я невольно обратил внимание на следы волочения — похоже, что из леса воровали елки, чтобы их перед Новым годом продать.
Но хвои на тропинках было столько, что дерево к месту назначения приехало бы лысым. Или вырубка была довольно масштабной, что такое количество хвои ссыпалось с не одного десятка елочек.
Шаг за шагом мы шагали по этой хвойной дорожке, которая поднималась в сопку, шла по дороге, спускалась в ложок и снова поднималась. Судя по всему, работал как-то усердно — изрядно было насыпано хвои, и следы порой говорили, что елку тут тащили не одну.
И вот на самой солнечной стороне сопки, буквально на воспетом в гимне города «месте первого свидания Читы с прохладной Ингодой», обнаруживается костерок и несколько елок, лежащих в ряд. Мне сначала показалось, что такой это замысел был у воришек: нарубленные впрок сосенки сжечь, чтобы не было улик. Но быстро выяснилось, что елочки уже были в употреблении — у всех почти обструганы комли, а на некоторых даже сохранился дождик. И, что более странно, елки лежали в виде огромного — диаметром больше сотни метров — круга.
О том, что на том месте есть какой-то странный круг, я узнал еще прошлой весной, когда обнаружил в лесу очень интересную хижину. Происхождение круга я объяснить не мог и забыл про него. Теперь выяснилось, что есть еще один круг — из елок.
Горящую траву я попытался закидать снегом, которого на солнечном склоне было не очень-то много. Находка меня, прямо скажем, встревожила. Мало того, что какой-то странный круг, так еще и костер. Слишком хорошо я знаю, к чему подобные палы могут привести. Выгорит наша сопочка, и будем гулять по пепелищу. В смешанных чувствах я стал прохаживаться по кругу, чтобы понять его масштаб, а когда подошел к лесу, заметил мужчину, собирающего дрова.
На сопке раньше жили бомжи в землянках. В одной из них мы даже побывали с фотографом, потому я всяким странным людям, встреченным в той местности, не удивляюсь.
Собиратель прореагировал на меня довольно необычно — не отвечая на приветствие, стал интересоваться возрастом собаки, потом задавать вопросы о том, что мы тут делаем, будто пришли мы к нему на участок. Мои вопросы о том, кто поджег траву, он будто и не слышал. Потом и вовсе сказал, что из простого любопытства такие вопросы никто не задает, потому и отвечать на них он не намерен. Тогда пришлось представиться журналистом и повторить вопрос на камеру.
Человек проявил агрессивность, и мне пришлось откланяться. Он тоже поспешил скрыться. Я дотушил костерок, потом попытался догнать того мужчину и еще раз поговорить с ним. Но на беседу он был явно не настроен. Отметил, впрочем, что люди вообще-то выносливые существа и из-за той особенности вытеснили львов из саванны. Такое вот далекое от нашей реальности утверждение.
Спустя несколько дней мы вернулись на елочный круг и внимательно его осмотрели. И вот какими наблюдениями можем поделиться.
Маленький круг — это неглубокая траншея;
внутри него раскопаны небольшие ямки, в которых либо мусор, либо остатки костра;
натаскано значительное количество хвои, листьев, шишек и соломы;
есть следы пожогов;
кое-где вбиты палки.
Ну и вообще масштаб проделанной работы удивляет: елки собирались в городе, потом доставлялись на склон сопки, а затем — до места, где выкладывались в идеально ровный круг.
Я бегло поговорил с религиоведом — с его слов, подобное не похоже ни на один обряд из известных религий. Психиатр предположил, что подобный ритуал может быть вызван шизофренией либо шизотипическим расстройством (это предположение не является диагнозом. — Прим. ред.). И всё бы ничего — каждый волен чудить по-своему. Но!
На прошлой неделе о надвигающемся пожароопасном сезоне уже говорили в МЧС, предостерегая от палов травы. В правительстве региона тоже заявляли, что готовятся к сезону и для поиска поджигателей будут использовать беспилотники. Вице-премьер Андрей Кефер даже распорядился «максимально широко всех предупредить, что теперь мы будем не только контрольными группами ловить негодяев, но и с воздуха за всеми смотреть».
При этих намерениях я хочу предупредить и министра природных ресурсов, и руководство МЧС, и всех причастных к борьбе с пожарами: Батарейная сопка может полыхнуть в любой момент.