— В ноябре 2022 года мне заделывали швы. Мы долго этого добивались. И рабочий говорит: «Смотрите, у вас стена отваливается». Я вышла, он мне показывает, держит ее, а она вся ходуном ходит, — рассказывает Алена, жительница дома на улице Дивизионной, 2 в поселке Песчанка в Чите. Здесь в начале апреля из-за возможного обрушения ввели режим повышенной готовности.
История разваливающейся пятиэтажки
Эту пятиэтажку построили в 1969 году, долгое время здание принадлежало министерству обороны. Это было дом офицерского состава № 734. Рядом находится часть, здесь жили военнослужащие.
— Когда я начала во всём разбираться, оказалось, что в 90-е годы военные признавали дом аварийным дважды. Некоторые люди получили акты, некоторые — нет. Дальше сделали сваи в подъездах, стянули конструкцию. А позже аварийным признали первый подъезд. В этих промежутках кто успел переселиться, тот переселился. Кто не успел, тот опоздал, — продолжает Алена.
Сваи представляют собой металлические конструкции, которые установили внутри подъездов. В третьем подъезде они установлены в пролетах на каждом этаже, а, например, в пятом — только под крышей. Местные уверены, что, если бы не эти сваи, дом давно бы развалился. Тогда на фасадах установили маячки, металлические стяжки, на трещинах с подписанными датами установки — 1997 год.
— Я здесь живу с 2014 года, мы купили квартиру в ипотеку и до сих пор ее выплачиваем. Мы при покупке даже не знали, что дом был когда-то аварийным. Только когда начали знакомиться с соседями, они рассказали нам, что военные отдали дом в собственность города, но почему-то без документов об аварийности, — утверждает женщина.
Тогда, 10 лет назад, она обращалась в бюро технической инвентаризации. Ей отвечали, что в доме всё нормально. Иначе бы сделку на кредит никто не одобрил и маткапитал не получилось бы вложить. На этом паника прекратилась. Постепенно обживались, делали ремонты. Пока плита у окна не начала отходить.
— Я обратилась в управляющую компанию с просьбой, чтобы они приехали, сняли этот кусок глыбы, чтобы он не упал на проезжую часть, чтобы не было трагедии. По факту ничего не произошло, все ждали у моря погоды. Недели 2–3 назад написала губернатору Забайкалья Осипову. Только после этого начались сдвиги в деле. Ввели режим повышенной готовности, чтобы нам сейчас сделать экспертизу, — делится Алена.
Сейчас жители дома надеются, что результаты экспертизы будут готовы к середине мая. Тогда будет понятно, подлежит дом восстановлению или сносу. Хотя кусок стены уже отваливался с фасада. К счастью, это было на первом этаже — никого не придавило.
«Уже устал делать ремонт»
Отваливающиеся куски плит — далеко не единственная проблема дома на Дивизионной. Здесь не работает и вентиляция. В подъездах и квартирах повышенная влажность и сырость. Батареи почти всю зиму плохо топили, и в квартирах жуткий холод и плесень.
— Мы поставили даже осушитель воздуха, но он не справляется. Из-за этого у нас везде идет плесень, обои отходят. Ремонт я делал уже несколько раз, но смысла в нём нет, всё отваливается. Я и штукатурил, и шпатлевал — всё бесполезно. Плесень постоянно мою, она всё равно идет. Каждый месяц я ее убираю, — рассказывает сосед Алены Алексей (имя изменено по просьбе жителя).
Он военный, живет в служебной квартире с женой и тремя детьми. С младшим ребенком из роддома жена вернулась этой осенью. В квартире было всего 15 градусов. Пришлось включать все обогреватели — так температуру подняли до 18. В стене поставили новую вентиляцию — она тоже не справляется.
— Внешнее состояние дома ужасное. Всё трескается, обваливается. Мы хотим экспертизу, чтобы стало понятно состояние стен, бетона, фундамента. Все опасаются, но умалчивают об этом. Мы хотим жить в более или менее лучших условиях. Я думаю, мы заслуживаем этого. Мы тоже все люди, — говорит Алексей.
Дом с газом наполовину
Еще одна местная жительница, Анна (имя изменено по ее просьбе), жалуется на крышу. По словам Анны, ее там практически нет. Ремонт должны были сделать в 2022-м. Но вместо этого в доме заменили проводку, поставили пластиковые окна в подъезде и немного обновили фасад.
— Меня топит каждый год. Как в городе ливень, так я стою с ведрами, собираю воду. Течет даже с люстры. Непонятно, почему деньги, которые мы копили на крышу, потратили на другое. Причем новая проводка выглядит ужасно. Да и окна сделали с нарушениями: они открываются только на первом этаже. Люди внизу курят, всё поднимается наверх, и проветрить невозможно, — говорит Анна.
Также в ее квартире начал постепенно накреняться балкон. Из-за этой особенности женщине не разрешают застеклить балкон. А недавно и вовсе выдали бумагу, по которой запретили выходить на него.
— Я думаю: вы что, издеваетесь, как это не выходи на балкон? Я на пятом этаже, у меня четверо детей, я где должна летом белье сушить? Сейчас дом настолько ведет, что я замечаю по мебели: она отходит от стен, — рассказывает женщина.
В последнее время Анна, Алена и другие жители начали замечать еще одну странность. Особенно это заметно на первых этажах подъездов. Стены пошли буграми, как будто дом проседает. На пятом этаже заметно, как лестницы начали отходить от стен.
— Еще нынче у нас три раза слетал стояк. Мы думали, что землетрясение. Как будто дом тряхануло. И стояк слетал — сама труба. Получается, я сливаю с пятого этажа и всех до первого этажа топлю. Я боюсь, что дом наполовину газифицированный. Если уж стояки слетают, то газовые трубы тоже могут, — продолжает Анна.
А дом и правда газифицирован только наполовину. В половине квартир, которые выходят «лицом» во двор, газ отключили как раз в 90-е, когда дом признавали аварийным и укрепляли балками.
В дом уже приезжал Следственный комитет, люди давали показания. Это и обещанная экспертиза дают им надежду, что что-то сдвинется с места. Главное, чтобы это было не слишком поздно.