Средняя школа в селе Газимурский Завод — одна из самых проблемных среди аналогичных объектов в районных центрах. Размещенная в бывшем общежитии для геологов 1972 года постройки к 2023 году она потеряла шансы даже на капитальный ремонт — требуется новое здание.
Депутат Заксобрания Забайкальского края Дмитрий Виноградский уверен в том, что совместными усилиями Быстринского ГОКа (крупнейшее в регионе горнорудное предприятие работает в 10 километрах от райцентра), правительства региона и страны новую школу построить можно в перспективе ближайших 2–3 лет. Его слова подтверждает заместитель председателя правительства Забайкальского края Татьяна Цымпилова: шансы на новую школу есть, но кто-то должен координировать усилия региона в получении федерального финансирования и доведения этих денег до ума. То есть до строительства новой современной школы.
Председатель комитета образования Газимуро-Заводского района Татьяна Смыслова сама заканчивала школу, по которой она ведет журналистов в середине июля 2023 года. Выглядит школа печально — в ней почти не осталось прямых углов между стенами, полом и потолком. Мастерские, библиотека и кабинеты начальных классов расположены в приспособленных помещениях. В основном корпусе отчаянно пахнет краской — ремонт коллектив школы, насчитывающий 39 учителей, делает в основном своими силами. Единственное светлое пятно — новые горные классы, отремонтированные при помощи Быстринского ГОКа под подготовку тех детей, которые хотят связать будущее с горным делом.
У школы два основных корпуса, сцепленных перемычкой. Когда-то они были 2-этажными, но ради безопасности вторые этажи разобрали. Внутри тоже всё переоборудовано под текущие потребности. Например, часть фойе перегородками превращены в учебные классы. Небольшой спортзал отдали под проект горных классов, и физкультурой дети с нового учебного года будут заниматься в ФОКе, который расположен в нескольких километрах — это дополнительные расходы на перевозку детей, да и в целом ужасно неудобно.
Территория у школы большая, и места под строительство нового здания хватит. Каким оно будет, пока неизвестно, но Быстринский ГОК уже взял на себя разработку проектно-сметной документации, которая обойдется примерно в 20 миллионов рублей.
Об этом накануне Дня металлурга, организованного ГОКом в Газимурском Заводе, говорит гендиректор Быстры Александр Попов.
— Школа, конечно, это больной вопрос для Газимурского Завода. Я был в ней, смотрел, и, конечно, на это без слез не взглянешь. Но есть федеральная программа, в которую можно войти, и мы готовы всячески помогать — и в проектно-сметной документации, и в формировании пакета документов. Проект школы получится недешевый, около 1 миллиарда рублей. Есть понимание того, сколько детей будет учиться в школе. И речь идет о строительстве школы с интернатом, чтобы дети могли приезжать сюда учиться из района, — поделился Александр Попов.
По словам Дмитрия Виноградского, строительство нового здания осложняют тяжелые грунты, но в Газимурском Заводе это общая проблема и других вариантов по площадке для строительства нет.
— За школой есть хорошая площадка, мы готовы на ней строить. То, что грунты сложные, не означает, что строить здесь нельзя — можно, конечно, просто нужен другой подход к строительству, другие технологии. Проектировщики изучат грунты, проведут геодезические изыскания и примут решение о том, каким будет здание. Но вообще мы исходим из того, что чем выше здание, тем оно и удобнее, и дешевле, — депутат Заксобрания.
Власти района, помогающие со школой, Быстринский ГОК и правительство региона осмысленно отказались от проведения полномасштабного капитального ремонта. Очевидно, что это осложнит работу по выделению федерального финансирования именно на школу.
Вице-премьер Татьяна Цымпилова рассчитывает на начало строительства школы в 2025–2026 годах.
— Нам сильно помогает присутствие в районе активного депутата — я имею в виду Дмитрия Виноградского, который всю эту работу координирует. Мы совместными усилиями уже подали заявку с проектом строительства школы в федеральную адресную программу по развитию Дальнего Востока. Ну и сам Быстринский ГОК работает в статусе регионального инвестиционного проекта. Этот опыт нам тоже должен помочь, — рассказала Татьяна Цымпилова.
Шансы на получение финансирования обнадеживающие. Я полагаю, что к 2024 году будет готова проектно-сметная документация, и мы очень рассчитываем на то, чтобы в 2025 году приступить к строительству, — добавила вице-премьер.
Дмитрий Виноградский отмечает, что финансирование должно быть разбито на два строительных сезона.
— Это мы в пакете документов отдельно указали. Ну и будем предметно готовиться к проведению конкурса на строительство школы и возьмем на себя вместе с профильными министерствами контроль за ходом строительства, — говорит о планах депутат.
Татьяна Смыслова отмечает, что количество учеников в школе райцентра, к сожалению, будет сокращаться, и районный комитет образования не настаивает на здании на 600 мест.
— Нам хватит школы на 300–450 мест. Учебный процесс мы выстроим с учетом этих возможностей. У нас уже сейчас, к примеру, в школе Газимуро-Заводского района всего один 11-й класс — многие дети уходят получать среднее профессиональное образование после 9-го класса. Ну и население в райцентре сокращается. Но всё это не отменяет потребности в новой школе, — подчеркнула Татьяна Смыслова.
Виноградский, который координирует усилия Быстринского ГОКа по развитию в регионе хоккея (большая программа с финансированием в 210 миллионов рублей на 2022–2024 годы), говорит о том, что опыт совместной работы большого бизнеса и власти в ближайшие годы будет важен не только для строительства новой школы в Газимурском Заводе.
Ключевые проблемы, которые обозначают местные жители и которые лежат на поверхности, — это дороги, сотовая связь и здравоохранение. Все они решаемы при наличии некоего координационного центра. Пока в районе нет даже главы, но хватает сил, которые готовы участвовать в решении кричащих проблем — это не только Быстринский ГОК, но и другие крупные недропользователи, а координацией может заниматься человек, который уже имеет опыт решения подобных задач и на районном, и на краевом уровне.