Разговоры о том, что Министерство обороны РФ отдаст земли аэродрома Черемушки в Чите, идут как минимум с 2007 года. Как только власти города уже перестают на что-либо надеяться, надежда возникает вновь. Теперь она забрезжила, когда в мае 2023 года президент России Владимир Путин поручил определить сроки переноса за территорию города аэродрома Воздушно-космических сил, земельных участков и объектов 810-го авиационного ремонтного завода, причем без остановки предприятия. Задача сложная, но это же поручение президента. Значит, всё сделают, да? Мы решили погрузиться в историю вопроса и понять, почему аэродром Черемушки за 16 лет не оброс новостройками и при чем здесь троллейбусная линия на КСК.
Чем аэродром мешает Чите
Аэродром Черемушки в Чите появился в 1930-х годах и использовался как для гражданской, так и для военной авиации. Со временем он стал только военным. В годы Великой Отечественной войны там располагались части 12-й воздушной армии и 112-й отдельный вертолетный полк армейской авиации.
Аэродром расположен в непосредственной близости от жилых домов в районе школы № 17, одна из траекторий посадки проходит прямо над тремя домами, и химические выхлопы от самолетов и вертолетов не очень благоприятно влияют на окружающую среду. В 2020 году во время ремонта военного аэродрома в Домне, по словам источника «Чита.Ру», истребители на Черемушках стали активнее. Горожане жаловались, что полеты совершались вплоть до полуночи, а шум мешал спать не только жителям района школы № 17, но и Царского и даже Пожарки.
«С аэродрома Черемушки каждые 5–10 минут взлетают истребители, начиная с 16:00. Шум от них мешает нам в микрорайоне Царском. Родители живут в районе Пожарки — там еще хуже», — написала нам тогда в обращении в редакцию одна из жительниц.
Помимо этого, неприятность соседства стала очевидна в марте 2020 года, когда Росгвардия скромно назвала «хлопком» то, что оказалось обстрелом дома по улице Трактовой, 76, снарядом калибром 23 миллиметра из авиационной пушки вертолета Ми-8. Обстрелянная панельная пятиэтажка находится в километре от аэродрома недалеко от важной транспортной артерии Железнодорожного района — улицы Ковыльной. Снаряд попал в один из балконов третьего этажа. Со слов мужчины, живущего этажом выше, в этот момент в обстрелянной квартире находилась бабушка с внуком.
Пресс-служба Военного восточного округа тогда заявила, что непроизвольный выстрел за пределы безопасной зоны аэродрома произошел при обслуживании авиационной пушки. Военные начали проверку и пообещали отработать с местными властями вопрос о компенсации ущерба.
Другая принципиальная причина, почему аэропорт необходимо было убрать из города, — градостроительная. При разработке нового генплана в 2017 году администрация отнесла его в проблемную зону. Вся причина в том, что транспортный доступ на КСК из центра города есть только по двум улицам — Рахова и Олимпийской (ее называют «пьяной»). Они узкие, не особо удобные для больших автомобилей и уж тем более для троллейбусов, которые администрация Читы мечтает запустить в поселок аж с 2011 года.
Всё было бы проще, если бы военные отдали землю. Часть аэродрома бы обросла многоэтажками, часть — торговыми центрами, через него бы проложили прямую и большую дорогу прямо до КСК, и по ней бы пустили троллейбусы. Но почему же этого не случилось?
Первые обещания
Первые упоминания о том, что аэродром Черемушки станет собственностью краевых властей, а не военных, появились в 2007 году. Имеющий в то время должность главнокомандующего ВВС России генерал-полковник Александр Зелин заявил:
— При принятии решения на ликвидацию аэродрома в качестве базового для перебазирования авиационных частей Министерства обороны Российской Федерации определен принадлежащий Военно-воздушным силам аэродром Домна, удаленный от города Читы на 38 километров.
Передача планировалась на несколько лет, в 2011 году аэродром даже внесли в генеральный план Читы, рассчитанный до 2030 года.
Председатель гордумы Александр Зенков тогда порадовался согласию Минобороны отдать под застройку аэродром Черемушки, который бы перевел на себя уклон развития Читы, а председатель профильного комитета Николай Галкин — тому, что деньги на него придут из Москвы: «Обладая таким генеральным планом, наш город может участвовать во многих федеральных программах для привлечения денежных средств».
Предыдущий генплан был рассчитан на продвижение Читы на север, этот ориентировался в основном на развитие территории Черемушек. Такое решение осудил заслуженный архитектор Читы Виктор Кулеш:
— Начнем с того, что действующий генплан, я не хочу называть его старым, еще не исчерпал своих возможностей. Он реализован примерно на 60%. Появление нового, который меняет направление развития, несет в этом случае определенные сложности. Ранее Читу планировалось развивать в северном направлении, а новый генплан рассчитан в основном на территорию аэродрома Черемушки.
Также в генплане были и другие проблемы, например в том, что Чита захватила территорию, принадлежащую федеральному лесному фонду, но это к делу не относится. Позднее ситуация стала проясняться.
— На сегодня нам их [земли] никто не передавал и, скорее всего, не передаст, — говорил тогда главный архитектор города Александр Михайлов.
Спустя 4 года уже всем стало понятно, что Минобороны земли отдавать не планирует. Тогдашний генеральный директор «РУС» — крупнейшей строительной компании Забайкалья — Александр Филонич заявил, что у Читы теперь в общем-то и нет генерального плана: предыдущий уже не действителен, новый подразумевает застройку земель, которые в общем-то городу и не принадлежат.
— Самое важное — у нас в городе нет градостроительного плана. План, который разрабатывали 4 года назад, предусматривал строительство огромных микрорайонов на территории аэродрома Черемушки и на стрельбище. Но в связи с тем, что политика Министерства обороны изменилась, нам не отдали эти территории, а генплан так и остался старым, и никто им сейчас не занимается. В результате ТГК-14, «Водоканал» и другие сетевики не знают, куда тянуть сети, не знают, какое будет развитие строительства Читы дальше. Вот это моя проблема, которая требует в том числе и законодательного решения, — говорил Филонич.
Точку в вопросе поставил работающий тогда сити-менеджером Владимир Забелин. Он заявил, что план по строительству троллейбусной линии до КСК через аэродром больше не действителен, власти приступили к разработке проекта строительства по имеющимся уже дорогам.
— Я был на приеме у Константина Ильковского и получил задание приступить к разработке проекта по строительству троллейбусной линии на КСК. Ранее вопрос рассматривался в свете того, что аэродром Черемушки передадут муниципалитету, однако в ближайшее время этого однозначно не будет, — сообщил Забелин.
Время шло, а военные землю отдавать не спешили. Председатель комитета градостроительной политики Читы Александр Зудилов в интервью в 2022 году сообщил, что администрация регулярно обращается в Минобороны с просьбой передать ту или иную пустующую землю.
— У нас-то амбиции большие, мы бы и Черемушки забрали. Но в нынешней ситуации никто не отдаст. Мы регулярно обращаемся в Минобороны с просьбой передать нам земли. В 90% следует ледяное молчание, в 9,5% следует отказ. И редко-редко вдруг они какие-то земли передают, — заявил Зудилов.
Новая надежда от Путина
На сайте Кремля 11 мая 2023 года опубликовали поручения президента России Владимира Путина. Среди них было определение сроков переноса аэродрома Черемушки за пределы Читы. Сроки должны были определить Министерство обороны России вместе с ФСБ и Росгвардией. Сам аэродром, объекты культурного наследия и земельные участки, состоящие на балансе Минобороны России и не используемые в интересах соединений, воинских частей Забайкальского территориального гарнизона, должны были передать в собственность Забайкальского края.
Также планировалось перенести объекты 810-го авиационного ремонтного завода. Сделать это должны были без остановки работы предприятия, а отчитаться о результатах 1 июля.
«Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти Забайкальского края и Государственной корпорацией "Ростех" определить сроки и механизмы переноса за пределы города Читы объектов акционерного общества "810-й авиационный ремонтный завод"», — написано в поручении.
Если с переносом аэропорта принципиальных проблем в теории нет, так как у военных уже есть аэродром в Домне, который, правда, рассчитан в основном на взлет истребителей, а не вертолетов, то с авиационным ремонтным заводом сложнее.
— Авиационный завод перенести — целая проблема. Для того чтобы его перенести, нужно сначала построить новый, только после этого закрыть старый. То же самое будет с аэродромом [Черемушки]. Думаю, это не одного года дело, на 810-м ремонтном заводе есть оборудование неизвлекаемое, то есть его не перенесешь — его нужно заново заказывать, заново изготавливать и только после этого заново монтировать, — прокомментировал поручение Путина депутат Госдумы Андрей Гурулев.
Что появится?
Троллейбусную линию до КСК через Черемушки можно уже не ждать, власти решили пустить ее через Магистральную и Рахова.
Однако осталось несколько наработок, о которых городская администрация не забыла. Аэропорт Кадала планируют сделать аэродромом двойного назначения — военного и гражданского, ликвидировав при этом аэродром Черемушки.
— Вопрос по 810-му [авиаремонтному заводу] в рамках поручения президента о переносе. Предложение есть о строительстве вертодрома на текущем аэродроме Черемушки. Мы с предприятием решили, что построим отдельный вертодром, который займет 42 гектара. Поручение надо выполнить без приостановки завода. Остальная территория Черемушек уйдет под застройку жилья и соцобъектов, — доложил работавший тогда министром экономического развития Забайкалья Александр Бардалеев министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову 11 сентября во время Восточного экономического форума.
Подтверждение этим словам появилось в октябре. И. о. заместителя председателя правительства Забайкальского края — министр строительства, дорожного хозяйства и транспорта Игорь Дубровин — заявил, что уже принято «принципиальное решение» о строительстве кластера государственной авиации в аэропорту Кадала и переносе всех военных объектов с территории Черемушек.
— Развитие города требует изменения назначения земельных участков. В первую очередь это касается аэропорта Черемушки. Он уже не является востребованным объектом. Принято принципиальное решение строить кластер государственной авиации в аэропорту Кадала. По мере решения данных вопросов мы вместе с военным министерством и Росавиацией будем работать над высвобождением этих земель и их вовлечением в гражданский оборот, — сказал Игорь Дубровин.
Остальная часть, которая не пойдет под строительство вертодрома, должна пойти под жилую застройку, под строительство парков, как и планировалось раньше. Вопрос лишь в одном — когда?