Церемония запуска состоялась 15 декабря в Москве в рамках IV Железнодорожного съезда. В режиме телемоста старт движению поездов дал президент Владимир Путин. В торжественном мероприятии также приняли участие генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров и председатель Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей Сергей Черногаев.
Керакский тоннель расположен в Амурской области на перегоне Ковали — Ульручьи на Транссибе. Его проложили в 25 м от старого. Создание тоннеля протяженностью 926 м велось с мая 2020 года взамен действующей негабаритной конструкции и завершилось на 9 месяцев раньше срока. Работы шли в сложных условиях: проходка осуществлялась сквозь крепкие горные породы и сразу 2 геологических разлома. Ежедневно на объекте трудились 550 человек, было задействовано свыше 100 единиц спецтехники.
В рамках строительства было уложено почти 2 тысячи м пути и 116 км сетей связи, выработано около 1 млн кубометров выемки, смонтировано более 10 км контактной сети. Инвестиции в строительство составили 14,7 млрд рублей.
Пути в тоннеле смонтированы по технологии пониженной вибрации, при которой полушпалы, залитые в бетон, укладывают на тонкую прослойку полимерного материала. Это снижает вибрацию и динамическое воздействие на своды тоннеля во время его эксплуатации.
Новое сооружение позволит повысить скорость движения поездов и увеличить провозную способность участка Транссиба Бамовская — Белогорск со 120 млн до 131 млн тонн грузов в год, что позволит ОАО «РЖД» нарастить объемы перевозок в направлении Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Существующий двухпутный Керакский тоннель был построен в 1910–1911 годах. Он находится в зоне с обводненными грунтами, негативно влияющими на его состояние, особенно в зимний период с низкой отрицательной температурой воздуха.
Конструктивные особенности и техническое состояние существующего тоннеля не отвечают современным требованиям безопасности, возросшим объемам перевозок в направлении дальневосточных портов, габаритам, что делает невозможным пропуск перспективного подвижного состава. В разные годы эксплуатации в тоннеле выполнялись работы по его осушению и реконструкции с целью ликвидации негабаритности. От столетнего сооружения РЖД не отказываются: его переделают в эвакуационное и дренажное сооружение.
ОАО «РЖД», www.zabzd.rzd.ru