Мимо 120-летнего дома на Ленинградской, 3, в Чите легко пройти мимо. В городской суете взгляд перестает цепляться за поблекший розовый фасад и две мемориальные доски на нем. Меж тем его история и само здание с резными украшениями заслуживают особого внимания. Рассказываем всё, что известно о Доме гражданского губернатора, а также показываем изнутри закрытый ото всех дом-памятник.
Деревянное здание на кирпичном цоколе построили в 1903 году специально для Забайкальского областного правления, которое учредили за 52 года до этого — в 1851-м, чтобы руководить регионом. Возглавлял правление военный губернатор, он же наказной атаман Забайкальского казачьего войска.
Предыдущее здание, которое правление занимало с 1856 года, перестало подходить из-за растущего штаба чиновников и ветхости: зимой даже при усиленной топке там было холодно, а летом жарко из-за отсутствия вентиляции. Снять другое помещение тогда в Чите было невозможно — ничего подходящего не было, да и съём частных домов стоил очень дорого. Поэтому здание было решено построить с нуля.
Сначала был составлен проект двухэтажного каменного дома за 105 740 рублей. Однако из-за того, что Министерство финансов не могло выделить такую крупную по тем временам сумму, было решено построить деревянное здание. За основу взяли проект якутского областного правления со сметой в 50 996 рублей. Так как деньги должны были поступать в течение четырех лет с 1900 года, чтобы ускорить строительство, использовали деньги из рыбопромышленного и каторжного капитала.
Здание строилось поэтапно, центральную часть из кирпича отдали в работу китайским рабочим. Деревянные боковые части выполняли местные мастера.
Архитектором назначили Гавриила Власьевича Никитина. Он внес изменения в план: деревянный тамбур заменил каменным, перед ним взамен деревянной устроил каменную площадку со ступенями, а над тамбуром сделали открытый балкон с железными перилами.
В январе 1903 года Никитина освободили от обязанностей и заменили на младшего архитектора строительного отделения, гражданского инженера Тустановского, который и закончил работы в 1903 году. Однако здание не приняли и еще три года устраняли недостатки (в исторической справке уже не указано, какие именно).
Усадьба правления заняла участок в 2074 квадратных сажени (одна равняется примерно 4,6 квадратного метра). Размеры подвального этажа составили 100,6 квадратной сажени, первого этажа — 111,7 квадратной сажени, второго — 114,9 квадратной сажени. В здание переехали областное отделение по крестьянским делам, канцелярия по городским делам, типография и архив.
Ликвидировали областное правление в 1917 году. В 20-х годах прошлого столетия в здании разместилась городская милиция, затем оно перешло в ведение облисполкома. Долгое время здесь располагалось областное управление культуры, в 1970–80-х годах — правление читинской организации Союза писателей.
О событиях и людях сейчас напоминают две мемориальные доски. Одна из белого мрамора, она отсылает нас к истокам газеты «Забайкальский рабочий».
Вторая была установлена в 2001 году в память о писателе Евгении Куренном. Текст о нем выходил у нас в 2022 году.
В 2016 году дом собирались передать Забайкальскому казачьему войску для создания штаба. Тогда здание пытались выставить на приватизацию, но оно никого не заинтересовало и уже несколько лет пустовало.
Пустует оно и сейчас. Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края взял его на баланс — охраняет и поддерживает минимальную температуру в помещениях.
Изначально в полуподвале было 12 комнат с 25 окнами, две уборные и множество печей: восемь голландских, одна унтермарковская и плита. Сейчас все окна внизу уже давно заложены кирпичом.
Про сам подвал ходят байки о том, что в нем держали преступников — уж очень похожи маленькие комнатки на камеры. Однако исторических подтверждений этому нет.
От прежних арендаторов в подвале остались плакаты и деревянные мишени.
В подвале можно рассмотреть старинную каменную кладку из рыжего кирпича.
Когда здание только построили, на первом этаже было 13 комнат, два помещения под лестницей, восемь голландских печей. По плану эвакуации видно, что их осталось столько же. Все они пустые, в отличие от помещений второго этажа, где арендаторы оставили много личных и рабочих вещей.
На второй этаж ведет красивая лестница с коваными перилами. Стекла на лестничном пролете в окнах вставлены разноцветные.
На втором этаже изначально было 15 комнат, две из них переоборудованы из бывших уборных. Также там было много печей: 15 голландских, 5 унтермарковских, одна русская. Сейчас ни одной из них уже, конечно, не сохранилось. Однако их очертания угадываются по необычным изгибам стен, кое-где видны и старые печные решетки.
Напротив лестницы на втором этаже располагается большой зал с красивыми окнами, именно из него можно выйти на балкон над входом в здание.
На потолках тяжеленные люстры, предположительно, советские.
Все самые интересные находки ждали нас на втором этаже. В одном из кабинетов, где висит календарь на 2017 и 2018 годы, оказались брошены подшивки газет. Например, там лежат стопки «Читы спортивной» и всебурятской газеты «Толон».
В другом кабинете кто-то бросил засыхать два цветка.
На одной из стен сквозь слои краски проступает старый цветочный рисунок — можно предположить, что именно таким было оформление кабинета почти сто лет назад.
Из других находок любителей романтики заброшенных зданий нам встретились ключи, бутылочка с полиролью и плакат с губернатором Александром Осиповым на стене.
На некоторых окнах мороз покрыл стекла узорами. Пробивающийся сквозь них свет становится особенным и волшебным.
Сейчас здание, несмотря на запустение, находится в удовлетворительном состоянии. Конечно, нужен ремонт, стоимость которого увеличится из-за реставрационных работ. Однако у дома есть будущее — осталось найти подходящего хозяина.
При подготовке текста использовалась информация из «Энциклопедии Забайкалья». Также благодарим за помощь Государственную службу по охране объектов культурного наследия Забайкалья и Департамент государственного имущества и земельных отношений края, пустивших нас внутрь.