На лестничной клетке между этажами замерли в ожидании работники управляющей компании, готовые по просьбе судебных приставов вскрыть квартиру, где вот уже много лет живет нерадивая хозяйка. Чудовищная антисанитария, на что неоднократно жаловались соседи, и огромные долги по коммуналке довели ее до суда. Евгения Михайловна в этот раз реагирует на стук и открывает — ломать дверь не придется. «Вы собрали вещи? Внизу машина, сейчас мы их погрузим туда», — объясняют приставы. Так выглядит принудительное выселение из муниципального жилья. Случай не уникальный, но очень показательный.
Эту квартиру на пятом этаже в доме № 10 микрорайона Северный Евгении Колычевой дали больше 10 лет назад при переселении из аварийного жилья. Женщина в этих стенах воспитала сына, держала животных, но вот платить за доставшуюся даром жилплощадь почему-то не стала в принципе. Ни за свет, ни за газ, ни за тепло — вообще ни за что. На сегодняшний день только перед управляющей компанией «Перспектива» набежал долг в более чем 90 тысяч рублей, перед ТГК-14 — 97 тысяч, перед «Водоканалом» — 55 тысяч. Соответственно, не платила читинка и городским властям за наем муниципального жилья.
— За все эти годы она так и не явилась в администрацию Центрального района и надлежащим образом не оформила документы на вселение. То есть ключи ей передали, когда переселяли, но договор социального найма она по сей день не подписала. И когда мы обратились в суд, это был отдельный предмет обсуждения, потому что у человека нет документов о вселении. Сейчас же выселяем по факту, исходя из того, что мы ее сами признаём нанимателем, — объясняет начальник жилищного отдела комитета по управлению имуществом администрации Читы Дмитрий Еремин.
Конечно же, за долги квартиру Евгении Колычевой, например, отключали от электричества, но буквально в тот же день свет в комнатах загорался вновь, чему совсем была не рада управляющая компания, так как с этого момента платеж уже ложился в общедомовые нужды. Отключали вновь, и история повторялась. Долги по коммуналке, хоть и внушительные, — это одна сторона проблемы. Главное же, что женщина запустила квартиру до такого состояния, что попросту стала наносить вред окружающим. Полчища тараканов, отвратительный запах, частые затопления водой (и нечистотами) соседей снизу. Жильцы подъезда устали жаловаться. И наконец пришло их спасение.
За дверью, ведущей в квартиру Евгении Михайловны, открывается параллельная вселенная. Запах сшибает с порога — едкий, сильный и стойкий. От хлынувших в квартиру струек света в стороны разбегаются тараканы и пять кошек. Плюс в помещении живет собака, которую, как выяснилось, хозяйка перестала выгуливать уже давно. Представитель управляющей компании рассказывает, что однажды женщина пыталась даже привести в квартиру лошадь. Вроде как подрабатывала тем, что катала на ней детей. Столь большое животное поднять до пятого этажа не удалось, поэтому оно осталось мирно стоять на одном из этажей, что, мягко говоря, удивило соседей. Так появилась еще одна жалоба на действия соседки. И было их еще очень и очень много.
На вопрос о том, почему ее выселяют, Евгения Михайловна отвечает, что за большие долги: «Не платила, потому что жизненная ситуация. Я всё время на подработках: где окна помою, где квартиру помою, где дворы подмету». А не убиралась женщина в квартире, с ее же слов, потому что приходила домой только спать. Куда поедет теперь, она пока не в курсе. Но знают приставы и городская администрация.
— В данном случае имеет место ненадлежащее содержание жилого помещения, которое находится в муниципальной собственности, и многолетнее нарушение правил оплаты коммунальных услуг. На претензии и замечания со стороны администрации наниматель жилого помещения не реагировала. А жалобы поступали как от управляющей компании, так и от соседей. В связи с чем мы были вынуждены обратиться с иском в суд. Соответственно, вместо жилого помещения в многоквартирном доме в виде отдельной квартиры она будет сегодня переселена в комнату в бывшем муниципальном общежитии на Курнатовского, 81. Мы должны предоставить 6 квадратных метров на человека. У нее в составе семьи два человека — она и совершеннолетний сын. Поэтому им норма предоставления идет 12 метров при выселении в таком порядке. Мы же предоставляем жилое помещение площадью почти 18 квадратных метров, — комментирует Дмитрий Ерёмин.
Он подчеркивает, что женщину решили выселить именно из-за долгов по коммуналке, поэтому в таком случае ей должны предоставить взамен другое жилое помещение. Однако если бы в суде была указана другая причина — бесхозяйственное содержание, читинка и ее сын (в день выселения дома его не было) просто бы оказались на улице. Получается, над семьей сжалились. Так как переселение принудительное, отвечают за это приставы. Помочь им вынести вещи Евгении Михайловны пришли и коммунальщики.
Мужчинам пришлось набрать побольше воздуха в легкие и старательно побороть брезгливость. Чего только стоит большой матрас, который вынесли из квартиры первым. Все, кто присутствовал при выселении, шарахнулись в стороны, когда увидели на белой ткани тараканов, пауков и непонятных личинок. Такой матрас впору признать биологическим оружием и уничтожить где-нибудь за углом, но по факту это имущество, поэтому оно поедет на новое место жительства со своей хозяйкой.
Впереди у города еще много работы. Нужно будет травить насекомых, наводить порядок в освободившейся двушке, чтобы квартиру можно было предоставить другим гражданам, которые в этом нуждаются. Надо здесь проверить и газовое оборудование, вернуть свет и так далее. Расходы лягут на плечи городской администрации как собственника. «Будем в любом случае изыскивать варианты для приведения жилого помещения в соответствие», — добавляет Дмитрий Еремин. Евгения Колычева тем временем будет обживаться на новом месте. Гарантии, что она не превратит его в подобие своего нынешнего обиталища, конечно, нет никакой.
***
Ситуации, с которыми сталкиваются городские власти при освобождении муниципального жилого фонда, могут быть абсолютно разные, и в каких-то случаях даже удается избежать судебных тяжб. Нарушающие правила проживания люди порой решают в досудебном порядке освободить жилплощадь. А кто-то и вовсе бросает квартиры на произвол судьбы, не уведомляя об этом администрацию. И лишь в редких случаях нерадивых нанимателей приходится выселять принудительно.
— Квартиры бывают и брошенные. Например, вчера состоялось решение суда по квартире на Белорусской. Там люди просто уехали жить в другое место. Квартира в ужасном состоянии, полуразрушена, все коммунальные услуги отключены. Идет промерзание, затопление соседей, поэтому мы реагируем. В 2023 году подобных квартир, когда приходилось выселять, было порядка четырех. А вообще, освобожденных квартир в том году получилось 46, по разным основаниям, — говорит Дмитрий Еремин.
По данным городской администрации, на сегодняшний день в общей очереди на предоставление муниципального жилья стоят свыше 5,5 тысячи нуждающихся граждан. А судебных решений о признании права на внеочередное обеспечение жилья и понуждение администрации выдать жилое помещение — свыше 100. В 2023 году город исполнил 71 решение о предоставлении жилья.
Говорят, динамика, по сравнению с прошлыми годами, положительная, но неисполненных судебных решений всё равно немало. А очередь, как видно, еще больше. Поэтому каждая квартира на счету. Другой вопрос, что разбирательства по отдельным случаям, подобным истории Евгении Колычевой, отнимают много времени и сил. Что касается жильцов дома в Северном, то теперь они могут выдохнуть, но вот чего ждать новым соседям женщины — вопрос пока открытый.