Кадровый дефицит — важнейшая из проблем в здравоохранении Забайкальского края. Выпускники ЧГМА, которых насчитывается около 500 в год, часто не остаются в регионе. Многие уезжают на запад — в Москву, Питер, Московскую область или в тот же Новосибирск. Причин специалисты называют несколько: там лучшие условия труда, выше зарплаты, дают жилье, меньше административной нагрузки и выше уровень жизни.
Создать лучшие условия не так-то просто. Но как сделать так, чтобы врачи были мотивированы, чувствовали здоровую конкуренцию и хотели развиваться, да и вообще приходили работать в местные больницы — большой вопрос.
На него знает ответ Сергей Лукьянов, главный врач Краевой клинической инфекционной больницы (ККИБ). На круглом столе на тему кадрового дефицита Лукьянов рассказал, какой тактики придерживаются в инфекционке, чтобы специалисты оставались и продолжали работать в крае.
— Наша идеология — это врачебная ориентированность. Врач — это краеугольный камень, суть и смысл всей системы здравоохранения. Врача нужно поощрять, не принуждать. В нескольких районах зарплаты выдающиеся, есть служебное жилье, но квартиры стоят пустые: врачей нет. Мне на встречах в трудовых коллективах всегда задают один и тот же вопрос: «И как тогда заставить врача остаться и работать у нас?» Я говорю, что крепостное право давно отменили, — рассказывает Сергей Лукьянов.
Одним из важнейших факторов привлечения кадров в профессию, их мотивации и взращивания главврач инфекционки считает наставничество.
Врачи не приедут к нам из другого региона. Мы можем только вырастить их сами.
И в 2023 году инфекционка развивала и поддерживала это направление. Сюда привлекали топовых специалистов-наставников, например деканов ЧГМА Долину А. Б. и Мироманову Н. А., заведующих кафедрами — главных специалистов Шаповалова К. Г., Емельянову А. Н. Здесь считают, что в каждой клинической больнице должен быть научный руководитель клиники, наставник среди наставников. И это серьезно мотивирует молодых врачей приходить работать в «инфекцию».
Но профессор Шаповалов или Альвина Николаевна не могут стоять над каждым ординатором постоянно. Поэтому функцию наставника также возложили на штатных врачей больницы. И как же можно мотивировать врача, у которого и так куча работы, заниматься с молодежью?
— У наших врачей множество форм, отчетностей и работы с документами. А им еще нужно заниматься со стажерами. Плюс никто не хочет взращивать себе конкурентов. Это работа трудоемкая, энергозатратная. Поэтому мы ввели за наставничество материальное поощрение. Мы отказались в 2023 году от системы стимулирующих для топовых врачей и заведующих отделениями. Вместо этого у нас появились квартальные премии, очень хорошие. И одним из критериев премий является работа с врачами-стажерами. Это важнейшее условие, соблюдая которое врачи-наставники у нас получают зарплату, — говорит главврач ККИБ.
— Нередко клинические ординаторы в стационарах выполняют функцию курьера или печатной машинки. Мы эту парадигму сломали. У нас это полноценные врачи. Наша нормативная база позволяет устроить их в нашу службу. У нас стабильно работают 12–14 человек из числа ординаторов. Они учатся и получают зарплату.
Второе направление, которое отметил Сергей Анатольевич, — это командная работа: вайб и атмосфера в коллективе. В больнице есть молодежные отделения, куда целенаправленно поставили молодых специалистов. Лукьянов даже шутит, что, когда проводит ярмарки вакансий, предлагает студентам приходить к ним, ведь тут можно устроить личную жизнь.
Третье и очень важное — наука и внедрение технологий. Ей в ККИБ уделяют особое внимание. Не только для развития больницы, хотя в этом плане инфекционка занимает одну из лидирующих позиций в крае, а по некоторым достижениям — и в ДФО. Сергей Лукьянов говорит, что занятие наукой, внедрение прогрессивных технологий — это лучший способ лечения эмоционального выгорания.
— Когда ты каждый день с головой в рутине, пишешь отчеты, лечишь одним и тем же препаратом 20 лет, очень быстро всё подходит к эмоциональному выгоранию. Мы завлекаем специалистов в том числе и нашими технологиями. Создали конкуренцию между молодыми и стажированными врачами, чтобы они «боролись» за работу на новых аппаратах, — отметил Лукьянов.
И в плане научного прогресса в инфекционке действительно всё хорошо. Больница отправляет перспективных врачей на стажировки в топовые клиники Москвы и Петербурга, здесь пользуются новейшими технологиями по заместительной почечной терапии, цитокиновой сорбции, плазмообмену, в ККИБ есть все виды респираторной поддержки, существующие в мире. Это далеко не всё.
Очень важно для врача, чтобы он себя не чувствовал в отрыве от специальности, чтобы он не чувствовал, что он деградирует
— Только мы можем подготовить себе кадры. И вообще, здравоохранение — это срез нашего общества. Каковы мы — таково и здравоохранение. Поэтому было бы очень хорошо, чтобы было не так, как хотят наши враги: чтобы пациенты ненавидели врачей, врачи — пациентов, люди простые — власть, а власть — народ. Мы все должны работать в одной канве. Только так мы сможем решить кадровую проблему в медицине. Решим ее, а все остальные — второстепенные, — завершил Сергей Лукьянов.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «КРАЕВАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ИНФЕКЦИОННАЯ БОЛЬНИЦА», kkib.sibhost.ru