На улице Нагорной, 38, в Чите из-за забора выглядывает дом-корабль, под карнизом которого на синем фоне рядком выстроились рыбы и водяные лилии. Это 114-летний памятник федерального значения — дом инженера Михаила Тимоховича (в некоторых источниках — Тимаховича). Рассказываем историю необычного дома и его создателя.
Этот одноэтажный деревянный дом — один из 13 памятников федерального значения, расположенных в Чите. Такое звание также носят здание краеведческого музея, дом купцов Шумовых, Музей декабристов, доходный дом Моисея Бергута, усадьба Василия Коновалова, Пассаж Второва, особняк на Ленина, 100, в Полутовском квартале, дом Ильи Ореловича, особняк архитектора Никитина, сгоревший дом Шиллинга, дом жены декабриста Елизаветы Нарышкиной, дом архитектора Фёдора Пономарёва.
Дом был спроектирован самим инженером в виде дворца морского царя, строил его подрядчик Комаров. Михаила Михайловича Тимоховича перевели в Читу на должность заведующего земельной частью горного управления Нерчинского округа.
Председатель Читинского клуба краеведов Геннадий Жеребцов писал, что Тимохович происходил из старинного рода служилых дворян Смоленской губернии. Он родился 7 ноября 1872 года в Таганроге. Рано стал сиротой. Образование получил в Гатчинском дворянском сиротском институте и Ново-Александрийском институте сельского хозяйства и лесоводства, стал агрономом. В Читу Михаил приехал в ноябре 1905 года, имея уже опыт по профессии в Алтайском округе и Саратовской губернии и звание коллежского асессора. Он ушел в отставку в 1912 году, его дважды повышали в звании, сначала до надворного советника, а затем — до коллежского советника.
После этого Михаил Тимохович работал заместителем управляющего переселенческим управлением, где под фамилией Василенко трудился известный впоследствии командующий Красной армией Михаил Фрунзе. После революции 1917 года Тимохович стал председателем Читинского городского продовольственного комитета. В 1919-м уехал во Владивосток, там организовал информационно-статистический отдел, работал в Центросоюзе. Умер 23 декабря 1921 года.
Во время постройки в 1910 году дом фактически находился за городом. Территория дома со стороны улицы Нагорной была огорожена деревянным забором, в рисунке резьбы которого тоже был морской орнамент. Подкарнизный фриз с рыбами и лилиями обрамлял дом по всему периметру, в похожей стилистике были оформлены и наличники окон.
Верхняя часть дома не сохранилась, она была сделана в виде палубы, с двумя башнями, «капитанским мостиком», флагштоком и другими элементами, создававшими образ дома-корабля. Краевед Жеребцов рассказывал о письме дочери владельца дома Светланы из Эстонии. Женщина упоминала в нем родной дом:
«Кораблик — это и есть наш дом. Его в Чите звали "дом с рыбками" из-за рыб на карнизе дома и "дом с корабликом", так как на одной из башен на крыше, на высокой мачте, был прикреплен вырезанный из дерева парусный корабль».
Строительство обошлось в 12 тысяч рублей, которые Михаил Тимохович взял в кредит и восемь лет, до продажи дома, платил проценты и выплачивал долг. Деньги от продажи дома тоже пошли на уплату долга.
Краевед описывал Михаил Михайловича как умельца, который имел способности к рисованию, лепке, резьбе по дереву и был хорошим фотографом, любил природу, цветы и животных:
«Для своей жены Анны Густавовны он придумал письменный стол в виде трех книг с сетью цветов и листьев водяных лилий сбоку, а по углам — резные фантастические лица, стул к нему — лист водяной лилии, спинка — камыш и листья, ножки стула — лапы животного. Другой стул — в виде арфы. Была и настольная лампа — большая сидячая лягушка с поднятой вверх головой. И всё это было выполнено из карельской полированной березы с тонко продуманной резьбой».
На придомовом участке располагались сад, бассейн с живыми рыбками, две оранжереи. Тимохович в саду ставил опыты, а результаты отсылал в журнал «Прогрессивное садоводство и огородничество».
«Михаил Михайлович очень любил цветы, особенно белую гвоздику и белую водяную лилию. Стены всех комнат были покрыты накатом в виде этих цветов. Ими же вышиты все шторы и занавески. Даже на крыше дома находилось три цветника. Отсюда, со встроенного балкончика, над которым парила опять-таки вырезанная из дерева чайка, Михаил Михайлович любил наблюдать грозу. Свой сад он называл "Даурия"», — описал дом Геннадий Жеребцов.
Из воспоминаний дочери известно, что в доме всегда было много животных: кролики, морские свинки, кошки, собаки и даже ослик, на котором катали детей. В этом доме часто бывал друг Михаила Тимоховича Алексей Кузнецов — основатель Забайкальского краеведческого музея и Забайкальского отделения Русского географического общества. Кузнецов был фотографом и создал альбом открыток старой Читы. Среди них есть и «дворец морского царя».
В 1923 году дом был национализирован. Сейчас у северо-восточного фасада расположена новая капитальная пристройка взамен деревянной, выполненной в 30-х годах. Тогда же было утрачено историческое окно на правом фланге фасада.
В доме были проведены водопровод и канализация. Отапливается здание от электрокотла, расположенного в подвале. В историческом проеме парадного входа установлена железная дверь и большой навес из профилированного листа. По мнению сотрудников государственной службы по охране объектов культурного наследия края, это искажает архитектурный облик дома. Историческая планировка дома частично утрачена.
С 1990-х здание занимала гостиница Приаргунского производственного горно-химического объединения (ППГХО), с 2009-го — следственное управление СК России по Забайкальскому краю. Сейчас там находится следственный отдел по Черновскому району.
В службе по охране объектов культурного наследия сообщили, что сейчас здание находится в удовлетворительном состоянии. Принадлежит оно Российской Федерации, то есть Росимуществу. У следователей оно находится в оперативном управлении. Однако сфотографировать дом внутри и даже снаружи в следственном управлении не разрешили.