Читинка Александра вместе с тремя несовершеннолетними детьми, одному из которых всего лишь год, живёт в небольшой кирпичной двухэтажке в районе Зенитки. В квартире нет воды, канализации, отапливается она дровами, а свет периодически пропадает из-за чудовищного состояния электропроводки. Но женщину в первую очередь волнует не степень благоустроенности её жилища, а то, что дом буквально разваливается на глазах. Последней каплей стал треснувший в подъезде потолок, где через дыру можно увидеть крышу и солнечный свет. И разлом этот только растёт.
Народный фронт в начале марта опубликовал видео из аварийных бараков Читы, расположенных в районе улиц Новобульварной и Таёжной, где десятки людей живут без воды и туалетов. Условия их жизни сравнили со средневековыми, а председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин попросил забайкальских следователей проверить, не нарушаются ли права читинцев. Очередной выпуск проекта «Редколлегия» был посвящён одному из таких бараков на Таёжной. В комментариях под постом о новом выпуске в соцсети «ВКонтакте» обратить внимание и на её жильё попросила Александра.
Дом на Малой Кенонской, 9 не уникален по своей архитектуре. В этом районе, где повсюду горы мусора и нет даже нормальных уличных туалетов, немало подобных неблагоустроенных домов 1960-х годов постройки. Большинство из них выглядят уставшими, надломленными временем.
Но что сразу бросается в глаза — на доме, где живёт Александра, видны выразительные трещины на стенах. Половина квартир здесь уже пустует: люди просто не выдержали постоянного страха и борьбы с разъезжающейся в стороны кирпичной кладкой. Одной из последних сдалась многодетная семья со второго этажа. Они оставили своё жильё и уехали.
Александра же признаётся, что ей уезжать некуда. Она понимает, что квартиру в подобном доме продать нереально, как и купить сейчас взамен что-то подходящее. В этой квартире жила ещё её бабушка, а сама читинка перебралась на Малую Кенонскую в 2015 году.
— Дом и тогда не выглядел хорошо, были небольшие трещины. Но сейчас появляются всё новые и новые. Вот совсем свежая появилась над нашей дверью. У соседа по этажу образовалась огромная дырка у печки. Мы обращались как-то в комитет по управлению имуществом администрации Читы. И нам ответили, что дом стоит в очереди на капремонт, надо подождать, — рассказывает читинка.
А пока ремонт в подъезде жильцы квартир делают сами. И убираются тоже сами, хоть у дома формально есть управляющая компания. Живут тут около 10 человек в четырёх квартирах из восьми. Остальные уже пустуют. Сами горожане своими же силами пытались заделать трещины в стенах на фасаде дома. Но признают, что безуспешно. А в 2023 году на потолке в подъезде обвалилась часть штукатурки, оголив прогнившую и отломившуюся балку. Разлом прошёл через весь потолок. В дождь через крышу сюда проникают потоки воды, которые по ступенькам стекают до квартиры Александры.
— Теперь, когда ветер дует, трещина всё расходится и расходится, больше и больше. Страшно, а что делать? Там дыра на крышу сквозная. Вообще весь дом ходит ходуном в непогоду. Дома шкаф я поставила к стенке, а там уже грибок. И даже в шкафу вещи пахнут, — делится переживаниями Александра.
Не нужно обладать строительным образованием, чтобы понять — образовавшийся на потолке в подъезде разлом далёк от нормы. Выглядит он очень устрашающе. Стоишь под ним, и не по себе. На втором этаже из жилых осталась только одна квартира. Три — на первом. Местные в первую очередь хотят безопасности, а о капитальном ремонте всерьёз даже и не мечтают.
В 2011 году дом на Малой Кенонской, 9 обследовала межведомственная комиссия под председательством заместителя мэра города по ЖКХ. И тогда квартиры в нём признали непригодными для проживания. За то, чтобы признать постройку аварийной, высказался только один из членов комиссии, но этого было недостаточно. В том же заключении сказано, что жильё капитальному ремонту и реконструкции не подлежит. Правда, жильцов всё равно заверяли, что ремонт будет.
Аварийным же этот дом, по данным администрации Читы, признали только 1 декабря 2021 года. Власти города утверждают, что сейчас в Забайкалье действует программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, который был признан таковым до 1 января 2017 года. Поэтому дом, где живёт Александра с детьми, под действие программы не подпадает, соответственно, и расселять его в ближайшее время не планируют.
При этом в ответе властей сказано, что, если семья нуждается в другом жилье, она может обратиться в комитет по управлению имуществом Читы и попросить квартиру из маневренного жилого фонда или жилплощадь в муниципальном общежитии.
Очевидно, что при включении дома в новую программу расселения, даже если это произойдёт в будущем, ждать новой квартиры Александре ещё очень долго. Действующая региональная программа, рассчитанная до 2025 года, предполагает переселение в крае более 6,5 тысячи человек из аварийного жилья. Но это вовсе не значит, что жильцам с Малой Кенонской, 9 никто не должен помогать. Ситуация, в которой оказались горожане прямо сейчас, выходит из-под контроля, а растущая трещина, без сомнения, вскоре может принять ещё более угрожающие масштабы.