Уже не первый раз звучит мнение о том, что парк Дома офицеров в Чите сделан безвкусно, перенасыщен объектами и скроен как лоскутное одеяло. Может быть, это и так, вкусы и мнения, слава Богу, у всех разные.
Но есть несколько моментов, которые надо учитывать в обсуждении парка. Когда-то этот участок земли был помойкой в самом что ни на есть прямом смысле этого слова. В начале 2000-х там шла какая-то бесконечная пьянка со всеми вытекающими последствиями. Лавочки в лучшем случае годились на то, чтобы встать на них ногами, туалетов не было вовсе. Прогулки там напоминали какой-то квест — смотри под ноги и будь готов к обороне.
После передачи парка краю состояние начало выравниваться и каждое новшество встречалось чуть ли не аплодисментами: поднялся на постамент самолет, причалил катер, даже памятник Ленину возник из какого-то закулисья. Дальше — больше. Появился и фонтан с Никой, и мальчик с голубем. Какой-то своеобразной отсечкой стало привлечение к ответственности десантников, бурно отмечавших свой праздник. К этому моменту уже было понимание — это парк, не помойка. Тут надо гулять с детьми, поэтому клуб «Ротари» сделал площадку. Надо заниматься спортом, и в довесок к футбольному полю появились турнички. Можно устраивать романтические прогулочки — для них есть и беседки, и прудик, и мост влюбленных. Вряд ли на момент передачи у кого-то был какой-то план по стилистике. Скорее всего, было стремление поскорее вывести застоявшийся дух помойки.
Хорошо было бы всё это разместить по городу: на Мемориале, за драмтеатром, к «Удокану». Но городу постоянно чего-то не хватает для благоустройства — то денег, то хороших подрядчиков.
Важно при этом, что все затеи Дом офицеров воплощает почти без бюджетных средств. Автономность, прописанная в названии и уставе Дома офицеров, позволяет зарабатывать и тратить деньги на почти любые цели. Можно коллективу зарплаты поднять, а можно Васю Кузякина увековечить. Как недавно отмечалось на одном совещании — такие вещи не приносят денег, но делают место чуть более привлекательным.
Хотя куда уже привлекательнее. В центре города нет ничего похожего. Театралка, хоть и обзавелась лавочками на затененной улице Лермонтова, так и остается плацем. Площадь Ленина старается обзавестись активностями, но людей там явно больше для баскетбольного кольца и теннисного стола. Прекрасный проект площади Декабристов стараниями горожан и при попустительстве властей превращается в развалины. Парка аттракционов в городе как будто бы и нет, если не считать пятачок на площади Революции, которая тоже близка и к плацу, и к развалине.
На этом фоне хозяйство парка находится в порядке. В идеальном порядке, я бы даже сказал. Можно сесть на лавочку, не боясь занозок, как на «Арбате», отпустить детей играть, не тревожась за торчащие гвозди, как на площади Декабристов, не получить удар током, как на Театралке. Как-то в разгар праздника я очень удивился, увидев в парке дворника, очищающего урны. В городе обычно на такие мелочи внимания не обращают, даже когда к вечеру на углах красуются мини-свалки. Вроде бы и логично — когда по центру курсируют тысячи людей, поддерживать чистоту очень сложно. Но как оказалось не сложнее, чем опрокинуть емкость в большой мешок. Это простое действие как философия: делай что нужно, и будь что будет.
Это какие-то базовые принципы благоустройства, которые важнее эстетики и стиля. Претензии к разнородности можно предъявлять и всему кварталу улицы Ленина, на которой сошлось сталинское здание железной дороги и эхом отразившееся от его купола здание гостиницы «Визит»; типичный советский кинотеатр, братья которого были раскиданы по Союзу, и уникальный Шумовский дворец. В таком сплетении эпох и стилей создана вся наша Чита.
Согласны с автором?