Через дорогу от Музея декабристов в Чите расположился еще один памятник федерального значения — дом Елизаветы Нарышкиной. Он находится не на своем историческом месте, спустя 100 лет после постройки его перенесли, а точнее сказать — воссоздали. Осталось ли в нем хоть сколько-нибудь старины или это символ и память о прошлом? Собрали всю историю именитого дома.
Дом Нарышкиной — один из 13 памятников федерального значения, расположенных в Чите. Такое звание также носят здание краеведческого музея, дом купцов Шумовых, Музей декабристов, доходный дом Моисея Бергута, усадьба Василия Коновалова, Пассаж Второва, особняк на Ленина, 100, в Полутовском квартале, дом Ильи Ореловича, особняк архитектора Никитина, сгоревший дом Шиллинга, дом архитектора Федора Пономарёва, дом с рыбками инженера Тимоховича.
Сейчас деревянный дом, носящий имя Елизаветы Нарышкиной — фрейлины императрицы Марии Федоровны, находится на Селенгинской, 14а.
Построен же он был в соседнем квартале, образованном улицами Амурской — Декабристов — Селенгинской. Нарышкина приехала за мужем в Читинский острог в 1827 году и одной из первых построила из лиственничных бревен небольшой дом, давший начало улице Дамской, на которой позже стали селиться приезжавшие жены каторжан.
Михаил Нарышкин родился в Москве. Благодаря знатному происхождению и родству с династией Романовых его ожидала блестящая военная карьера. К 1825 году он уже был полковником, служил в Тарутинском пехотном полку, стоявшем в Москве. В 1823 году Михаил Нарышкин на балу встретился со своей будущей женой, графиней Елизаветой Коновницыной — фрейлиной двора их императорских величеств государынь императриц. Вскоре они поженились. После восстания Нарышкина поместили в Петропавловскую крепость, а затем приговорили к 15 годам каторжных работ.
Считается, что дом Елизаветы Петровны находился на месте нынешней школы № 18. Крытое крыльцо дома было обращено к северу, с южной стороны к дому подходил сад, а с востока — небольшой огород. Во дворе дома, напротив крыльца, стояли два флигеля.
Планировка здания была нетипична для Забайкалья — мезонин с балконами на южном и северном фасадах, на северном фасаде под балконом выполнен прируб сеней. Подняться на мезонин можно было по лестнице в средней части дома.
Изображений дома того времени практически не сохранилось. В фондах Хабаровского краевого музея имени Николая Гродекова хранится снимок Эмиля Нино 1894–1896 годов, подпись к которому гласит, что это дом Елизаветы Нарышкиной. Однако внешне он не похож на историческое описание, поэтому достоверность подписи к снимку вызывает сомнения — это может быть другое здание в Чите.
Елизавета Петровна училась вести хозяйство, ходила два раза в неделю на свидания с мужем. Бывали и непредусмотренные законом встречи. Щели в частоколе острога позволяли разговаривать. Сначала охранники отгоняли посетительниц, потом стали смотреть на это нарушение сквозь пальцы. Елизавета Петровна приносила стул, садилась и разговаривала с мужем и его товарищами.
По вечерам она писала десятки писем родственникам заключенных. Декабристы были лишены права переписки, и жены были единственным каналом, по которому вести о заключенных доходили до их семей.
У Нарышкиных не было детей, и в 1830 году супруги взяли в Чите на воспитание семимесячную девочку — внебрачную дочь крестьянки Авдотьи Чупятовой из деревни Александровки. Они воспитали ее как собственного ребенка.
В этом же, 1830 году многих декабристов перевели из Читы в Петровский Завод. Был среди них и Михаил Нарышкин. За партией заключенных следовала в экипаже Елизавета Петровна. По воспоминаниям современников, она продала дом за две головы сахара. В те времена его упаковывали в плотную бумагу, чтобы он по пути не растаял. Кто именно купил дом — неизвестно.
Следующий этап в истории дома наступил в 1960 году, когда его приняли на госохрану постановлением Совета министров РСФСР. Затем в 1964 году здание перенесли и воссоздали на новом месте. В государственной службе по охране объектов культурного наследия Забайкалья сообщили, что от первоначального дома использовали несколько бревен, уложенных в новый сруб. Дом был отстроен заново с сохранением основных размеров и планировки.
В 1965 году в доме Нарышкиной открылась библиотека № 9, которая работает до сих пор.
Заведующая Наталья Бузанова рассказала, что в 2019 году эксперты брали несколько образцов дерева из сруба, исследования показали, что этой древесине действительно более 100 лет.
На втором этаже библиотеки два красивых балкона, выходящих на противоположные стороны. Обычно посетителей туда не пускают — уж слишком много желающих.
У оригинального дома лестница на мезонин вела с улицы. Во время реконструкции ее для удобства сделали внутри.
Второй этаж полностью посвящен семье Нарышкиных: здесь размещена книжная выставка, расставлены портреты пары. Всё это создает атмосферу домашнего уюта — здесь Михаил и Елизавета Нарышкины не просто приезжие жители столицы, а близкие и любимые люди.
На первом этаже разместился абонемент и читальный зал. Фонд библиотеки насчитывает 17 тысяч книг.
В 2020 году Читу посетил внучатый племянник декабриста — Александр Нарышкин. Он подарил библиотеке несколько своих книг, посвященных изучению рода. Сейчас, к сожалению, связь с ним утеряна.
История четы Нарышкиных после того, как они покинули Забайкалье, разворачивалась так: в 1833 году их направили на поселение в город Курган Тобольской губернии. В 1837 году Нарышкина «по высочайшему повелению» определили рядовым на Кавказ. Его жена последовала за ним. Бывший полковник, декабрист Нарышкин, дослужившись на Кавказе до самого младшего офицерского чина — прапорщика, получил в 1844 году разрешение оставить службу и поселился с женой в небольшом поместье Елизаветы Петровны — селе Высоком в семи верстах от Тулы. В 1856 году Михаила Михайловича освободили от надзора и всех ограничений по амнистии.
Пережив мужа на четыре года, Елизавета Нарышкина скончалась 11 декабря 1867 года в 66 лет. Ее тело было перевезено в Москву и предано земле в Донском монастыре, рядом с могилой Михаила Нарышкина.
В государственной службе по охране объектов культурного наследия края считают, что дом Елизаветы Нарышкиной относится к важнейшим памятникам России, потому что хранит память о выросшей в роскоши женщине, которую не смутили суровые условия ссылки, это дань уважения самоотверженной любви и верности.
Поспорить с этим сложно, ведь мы сохраняем исторические дома не только для того, чтобы ощутить под ладонями шершавость старых бревен. Старинные здания еще и рассказывают истории всем, кто готов их слушать.