![](https://n1s1.hsmedia.ru/28/31/db/2831db62d444b28b7fe390eb84feff87/984x577_1_9cb99b0ae59221697bc27ac6f1aab056@1963x1152_0xO8mnw6ll_7999639536272339604.jpg.webp)
Первые воспоминания о такси, тянущиеся еще из детства: ГАЗ-21, мягкий диван с пружинами, изгибы которых отчетливо ощущались мягким местом; белый руль, рычаг переключения скоростей под ним; фигурка оленя на капоте и такой же, только нарисованный, на клаксоне. Кому-нибудь еще знакомы эти картинки?
Редакция «Чита.Ру» и фотокорреспондент Евгений Епанчинцев продолжают проект «О чем молчат фотографии», в котором рассказывают истории уникальных снимков.
Таксопарк в Чите, как и во всём Советском Союзе, был предприятием государственным. Находился он на углу улиц Верхоленской и Бабушкина. Сколько при нем работало машин, я не знаю, но, по рассказам одного моего знакомого таксиста Сашки, на каждый автомобиль приходилось по два водителя: для дневной и ночной смен. Ездили такси круглосуточно.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0b/e3/df/0be3df91e072839e3b167cc81cd9819a/984x570_1_a6eaff664e1abed5fdd21c77c576a571@2091x1211_0xwvCto7z7_7106655056474484800.jpg.webp)
Устроиться в контору было совсем непросто — перед новобранцами ставили высокие требования. Недостаточно было просто уметь водить машину, нужно было хорошо ориентироваться в улицах города, ведь навигаторов тогда еще не было. Сверх того, приветствовались уже имеющийся водительский стаж, служба в армии и навыки обслуживания машины. Советское такси было своеобразным эталоном транспортных услуг. Это и определяло высокую стоимость поездок, отчего позволить их себе мог не каждый.
По периметру каждой машины в такси красовался узор со знакомой шашечкой и буквой «Т» в кружочке. Немного позже появились и отличительные колпаки на крышах. В основном перевозили пассажиров на моделях ГАЗ, но больше всего запомнился ГАЗ-24 салатового цвета с тонким черным рулем и красными креслами из кожзаменителя. Какими удобными казались тогда эти сиденья! И не были такими глубокими, как в последующих моделях «Волги». Затем появились светло-желтые такси. Черные считались самыми редкими.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/dd/1c/4e/dd1c4e11c026aa6bcfe99e8cc4e354bd/984x559_1_99f81fb81422248930b3df50fdb99ef6@1063x604_0xdwXtnuVM_3446447966159660450.jpg.webp)
У каждого автомобиля в верхнем левом углу лобового стекла висел приметный зеленый огонек, означавший, что такси свободно. Как только ты садился в салон, водитель с характерным звуком включал таксометр, и лампочка гасла. За посадку брали 10 копеек, затем еще столько же за каждый километр пробега. За один час простоя клиент платил 1 рубль. После 1 апреля 1977 года цены на поездки увеличились вдвое. Напомню, что на троллейбусе можно было проехаться всего за 5 копеек. Кто ездил на такси в СССР, вряд ли когда-нибудь забудет это характерное тиканье счетчика, с которым из кармана потихоньку утекали деньги.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2e/9d/59/2e9d597b56b3c8cb37da4a928bda4895/984x579_1_c47ad31108368e82f9505f8ce5155a69@1512x889_0xySLrfuvs_9860090516472120009.jpg.webp)
У каждого клиента такси конца XX века найдется своя незабываемая история поездки. В Чите услугами пассажирского автотранспортного предприятия № 2 я пользовался редко: как и для большинства, удовольствие это было мне не по карману. Чаще случалось ловить зеленоглазую машину в других городах.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/78/4e/c9/784ec90e1970e27ffed2cbcf92cbbd4b/984x600_1_a8161572f5c2bfe5c7f995004ffac7f1@1593x972_0xhEgfwg9A_6468244685724077346.jpg.webp)
Так в годах 80-х я торопился на спектакль Театра сатиры в Москве. Как до него добраться, я не знал. Смотрю — стоит свободная машина с зеленой лампочкой. Запрыгиваю в салон и с трудом (так как в то время всё еще сильно заикался) прошу довести меня до пункта назначения. Молчание водителя несколько секунд… Затем знакомый звук таксометра — всё-таки поехали. Вез он меня долго, как будто бы ездил кругами. Затем остановился и говорит: «Ну, приехали». Плачу 3 рубля, выхожу из машины, осматриваюсь — театра вокруг нет. Как и таксиста: он поспешил ретироваться. Узнаю у прохожего направление до театра. Оказывается, идти мне до него было ещё минут двадцать. Добрался только ко второму акту, как профессор Преображенский в «Собачьем сердце».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d3/e6/63/d3e663ca4b31396b7104d7b1bdb0a2b7/984x562_1_61400489aed0b6b6d92950ba4cee238f@1494x853_0x20BLFtYN_3270006686939505211.jpg.webp)
Да, шофер такси — это вам не водитель грузовика или автобуса. И тем более, «привязанного», как называли в советское время троллейбус. Таксисты были кем-то вроде белой кости, элитой среди водителей. По крайней мере, так казалось со стороны. На всю жизнь врезались в память эти типичные атрибуты шофера такси — кожаная кепка-пятиклинка, разговоры по душам, работа с наличкой. У них в кармане всегда водились полновесные советские рублики.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/eb/33/1a/eb331a6457ea7740fa0426ec2289d28d/984x544_1_fe029ad2ea096161ba2aabd3beb0492d@1318x729_0x6pT0xnAH_0682773053261391794.jpg.webp)
Сейчас такси окончательно и бесповоротно переехало в частные руки. И вместе с этим как будто изменилось что-то в самом явлении, ушло единообразие и элитарность. Быть может, всё это и к лучшему.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a8/9e/62/a89e623cc2eb78e853b09dc1fdf1f20e/984x646_1_fcef3467d5214e7de0b8b8f6eb7aa33e@3000x1971_0xQ0uNIkiI_9040935692186397940.jpg.webp)