Город О чём молчат фотографии Эталон общественного транспорта. Как работало такси в советской Чите

Эталон общественного транспорта. Как работало такси в советской Чите

Таксистов считали белой костью среди шоферов

Самой популярной моделью советского такси был ГАЗ-24

Первые воспоминания о такси, тянущиеся еще из детства: ГАЗ-21, мягкий диван с пружинами, изгибы которых отчетливо ощущались мягким местом; белый руль, рычаг переключения скоростей под ним; фигурка оленя на капоте и такой же, только нарисованный, на клаксоне. Кому-нибудь еще знакомы эти картинки?

Редакция «Чита.Ру» и фотокорреспондент Евгений Епанчинцев продолжают проект «О чем молчат фотографии», в котором рассказывают истории уникальных снимков.

Таксопарк в Чите, как и во всём Советском Союзе, был предприятием государственным. Находился он на углу улиц Верхоленской и Бабушкина. Сколько при нем работало машин, я не знаю, но, по рассказам одного моего знакомого таксиста Сашки, на каждый автомобиль приходилось по два водителя: для дневной и ночной смен. Ездили такси круглосуточно.

Устроиться в контору было совсем непросто — перед новобранцами ставили высокие требования. Недостаточно было просто уметь водить машину, нужно было хорошо ориентироваться в улицах города, ведь навигаторов тогда еще не было. Сверх того, приветствовались уже имеющийся водительский стаж, служба в армии и навыки обслуживания машины. Советское такси было своеобразным эталоном транспортных услуг. Это и определяло высокую стоимость поездок, отчего позволить их себе мог не каждый.

По периметру каждой машины в такси красовался узор со знакомой шашечкой и буквой «Т» в кружочке. Немного позже появились и отличительные колпаки на крышах. В основном перевозили пассажиров на моделях ГАЗ, но больше всего запомнился ГАЗ-24 салатового цвета с тонким черным рулем и красными креслами из кожзаменителя. Какими удобными казались тогда эти сиденья! И не были такими глубокими, как в последующих моделях «Волги». Затем появились светло-желтые такси. Черные считались самыми редкими.

У каждого автомобиля в верхнем левом углу лобового стекла висел приметный зеленый огонек, означавший, что такси свободно. Как только ты садился в салон, водитель с характерным звуком включал таксометр, и лампочка гасла. За посадку брали 10 копеек, затем еще столько же за каждый километр пробега. За один час простоя клиент платил 1 рубль. После 1 апреля 1977 года цены на поездки увеличились вдвое. Напомню, что на троллейбусе можно было проехаться всего за 5 копеек. Кто ездил на такси в СССР, вряд ли когда-нибудь забудет это характерное тиканье счетчика, с которым из кармана потихоньку утекали деньги.

У каждого клиента такси конца XX века найдется своя незабываемая история поездки. В Чите услугами пассажирского автотранспортного предприятия № 2 я пользовался редко: как и для большинства, удовольствие это было мне не по карману. Чаще случалось ловить зеленоглазую машину в других городах.

Так в годах 80-х я торопился на спектакль Театра сатиры в Москве. Как до него добраться, я не знал. Смотрю — стоит свободная машина с зеленой лампочкой. Запрыгиваю в салон и с трудом (так как в то время всё еще сильно заикался) прошу довести меня до пункта назначения. Молчание водителя несколько секунд… Затем знакомый звук таксометра — всё-таки поехали. Вез он меня долго, как будто бы ездил кругами. Затем остановился и говорит: «Ну, приехали». Плачу 3 рубля, выхожу из машины, осматриваюсь — театра вокруг нет. Как и таксиста: он поспешил ретироваться. Узнаю у прохожего направление до театра. Оказывается, идти мне до него было ещё минут двадцать. Добрался только ко второму акту, как профессор Преображенский в «Собачьем сердце».

Да, шофер такси — это вам не водитель грузовика или автобуса. И тем более, «привязанного», как называли в советское время троллейбус. Таксисты были кем-то вроде белой кости, элитой среди водителей. По крайней мере, так казалось со стороны. На всю жизнь врезались в память эти типичные атрибуты шофера такси — кожаная кепка-пятиклинка, разговоры по душам, работа с наличкой. У них в кармане всегда водились полновесные советские рублики.

Сейчас такси окончательно и бесповоротно переехало в частные руки. И вместе с этим как будто изменилось что-то в самом явлении, ушло единообразие и элитарность. Быть может, всё это и к лучшему.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
33
ТОП 5
Мнение
В новостях только помойки, гололед, ямы. Виноваты ли СМИ, что вокруг сплошной негатив
Любовь Никитина
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Ампутировал себе ногу. Крысы атаковали. Морфин пропал. Новости недели
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления