Жильцы дома на Дивизионной, 2, в читинском поселке Песчанка долго боролись за признание своего дома аварийным, а главное — за получение новых надежных квартир. К августу они настолько разуверились в успехе, что дошли до крайности и решили устроить голодовку. Встреча была назначена на 6 августа на 10:00. Успел ли кто-то проголодаться и чего удалось добиться — в нашем тексте.
История разрушения дома описана здесь. Пятиэтажку построили в 1969 году, долгое время здание принадлежало Министерству обороны. Это был дом офицерского состава. В 90-е годы военные признавали дом аварийным дважды. Внутри подъездов после этого установлены сваи — металлические конструкции в пролетах между этажами. Он снова начал разваливаться в 2023-м. Тогда даже вводили режим повышенной готовности.
Голодать около подъезда обветшалого дома собрались около 20 человек, во время встречи подходили еще. Стулья с собой никто не взял, за исключением нескольких пожилых людей. Воды тоже замечено не было, некоторые вообще были с маленькими детьми. Семейная пара, которая привела ребенка, уверяла, что примет участие в голодовке столько времени, сколько потребуется. Однако слово «голодовка» больше не прозвучало на встрече ни разу.
Первым на встрече выступил глава Ингодинского района Михаил Шибаев. Он удивился намерению жильцов снова устраивать встречу, да и еще и приглашать на нее таким безапелляционным способом, потому что 1 августа уже виделся с ними и отвечал на вопросы.
— Специалисты начали заниматься квартирами. Но нужно время — неделя или две, — сказал глава.
Однако жильцы уже были настроены на новые квартиры, поэтому начали задавать точечные вопросы. Первый из них — помогут ли им решить вопрос с ипотеками при получении нового жилья? Как оказалось, тема поднималась в прошлую встречу, но почему-то вопросы остались. Инициатор голодовки чуть позже пояснила, что жильцы просят власти урегулировать вопрос с банками для приостановки платежей, а затем добиться того, чтобы страховые компании закрыли ипотеки полностью.
Председатель комитета градостроительной политики городской администрации Александр Зудилов, который тоже приехал на встречу, поделился практикой по расселенному дому в микрорайоне Северный:
— Мы с каждым банком индивидуально говорили, все признали случаи страховыми: Сбербанк сразу пошел навстречу, ВТБ — после переговоров, дольше всех договаривались с Росбанком. Кто-то выплачивал страховую сумму, кто-то после предоставления новой квартиры менял объект залога.
Вопрос решаем, однако в процессе обсуждения вдруг выяснилось, что с прошлой встречи управляющая компания «Лидер» еще не передала в администрацию списки жильцов, у которых оформлены ипотеки, потому что они не полные. Жильцы негодовали, Зудилов попросил отправить хотя бы то что есть.
Истории ипотечников разные. Кто-то переехал в квартиру 3 года назад и заметил кривизну пола только тогда, когда ровно не встал холодильник. Другой семье продали жилье в мае, скрыв возможное признание дома аварийным, — им специалисты краевого Минстроя посоветовали обратиться в суд и признать сделку ничтожной. Говорят, что шансы есть.
Еще жильцов беспокоит то, что дом до сих пор газифицирован. Глава района Михаил Шибаев признался, что этот вопрос раньше не поднимался, — нужно будет обследовать квартиры и понять, опасно ли это.
Он снова обрисовал ситуацию так: сейчас жильцам дома нужно дождаться, когда специалисты управляющей компании обойдут и обследуют все квартиры. В некоторых квартирах и снаружи на трещины наклеивают «маячки» (бумажные полоски, на них указаны дата и подпись специалиста). Для контроля движения плит нужно время. Если трещины увеличатся — бумажки порвутся.
С «маячками» тоже вскрылась старая история. Жильцы вдруг вспомнили, что наклеить их обещали еще 2 года назад, когда на встречу приезжал зампред краевого правительства Алексей Сергейкин. Михаил Шибаев признал, что такое решение было — но почему это не было сделано, теперь разобраться сложно. При этом сами жильцы за эти 2 года никуда по этому вопросу не обращались — ждали обещанного.
Представитель управляющей компании «Лидер» сказала, что проверять состояние «маячков» будут каждый месяц, об изменениях также попросили сообщать и самих жильцов. Если ситуация резко ухудшится, то власти смогут ввести режим повышенной готовности или даже ЧС, а жильцов переселить в квартиры маневренного фонда.
Шибаев напомнил, что новая программа по переселению из аварийного жилья появится в 2025 году. Ее критерии станут известны в ноябре этого года. Получается, что дом не может стоять в очереди на расселение в 2042 году, как решили жильцы — еще нет никаких списков. Также он предложил создать рабочую группу из нескольких жильцов, которые смогут оперативно решать все вопросы с администрацией.
Зудилов добавил, что в программу попадут все дома, которые были признаны аварийными до 1 января 2025 года — не включить этот дом никто не сможет.
Следом слово взял прокурор района Читы Петр Петраков. Он постарался разложить всё по полочкам:
Дом признали аварийным 27 июля — этот вопрос уже не обсуждается.
Теперь администрация после проверок должна определить дату расселения и сноса дома — этот вопрос будет контролировать прокуратура.
Затем администрация будет искать деньги для того, чтобы выкупить квартиры у жильцов, и подрядчика — для сноса дома.
Он же посоветовал жильцам заранее привести в порядок документы — чтобы, даже если кто-то снимает квартиру по договору социального найма, он смог доказать в суде, что долгое время в ней жил. Если же кто-то захочет потребовать компенсацию стоимости жилья до расселения, то нужно позаботиться об оценке ее рыночной стоимости и подать заявление в суд.
Петраков призвал всех помнить, что аварийных домов в Ингодинском районе, да и в Чите много. И каждый из них хочет продвинуться в очереди:
— В каждом из этих домов есть свои проблемы. Мы не можем протестными путями все эти вопросы урегулировать. Для этого есть законодательство, судебная практика. Ждем решение федерального центра и будем настаивать на том, чтобы дома, которые находятся в более опасном положении, были расселены и снесены в первую очередь. Во всех аварийных домах есть опасность: трещины, потолки падают. Вы считаете, что ваш дом самый опасный, а мы перейдем улицу, соберем жильцов другого дома, они будут считать ровно так же. И это абсолютно обоснованно, потому что каждый человек за свою жизнь и квартиру переживает. Именно для этого предусмотрены мероприятия, по которым определяют, какой из домов находится в большей опасности.
После всех речей и, казалось бы, понятных объяснений, некоторые из собравшихся снова задали вопрос: «Так когда нас переселят? Сколько ждать?» Жильцы начали спрашивать, как им будут предоставляться новое жилье — по квадратным метрам или по количеству комнат. Также некоторые стали жаловаться на то, что им страшно ложиться спать — они не уверены, что их не завалит плитами многоэтажки. Однако на предложение прокурора перебраться в квартиры маневренного фонда ответили отказом.
Прозвучало даже обвинение в том, что власти ничего не делают до тех пор, пока не случится трагедия или ЧП. В пример почему-то привели ситуацию с нападением собак. Прокурор удивился и парировал, что в районе не было ни одного случая, когда жильцов расселили из аварийного дома только после того, как он развалился.
— Мы не хотим дожидаться, мы хотим, чтобы нам дали квартиры сейчас, — озвучила свою позицию одна из жительниц. На слова о том, что в очереди есть другие дома, ответила: «Это их проблемы, что они не отстаивают свою позицию».
Слышать ответы о том, что быстро вопрос с переселением не решится, им, конечно, тяжело. Особенно после долгой борьбы за признание дома аварийным. Однако часть пути уже точно позади.
Встреча закончилась примерно в 11:00. После этого собравшиеся еще переговаривались с чиновниками или друг с другом, собравшись в небольшие кружки. Организаторы встречи и жильцы остались недовольны — они считают, что уже слышали всё сказанное. Глава Ингодинского района Михаил Шибаев, напротив, был позитивен — он считает, что создание рабочей группы поможет наладить диалог и взаимодействие. В группу записались три самых активных жильца, которые явно не отступятся и пойдут до победного конца.