Кирпичное двухэтажное здание из красного кирпича уютно разместилось между гостиницей «Даурия» и Читинским медицинским колледжем на перекрестке Профсоюзной и Анохина. Ему уже 118 лет: было особняком, типографией, укрывало в своих стенах раненых бойцов, размещало бесчисленные рестораны и профсоюзные организации с труднопроизносимыми названиями. История от строительства до нынешних владельцев — в нашем тексте.
Этот дом — один из 13 памятников федерального значения, расположенных в Чите. Такое звание также носят здание Краеведческого музея, дом купцов Шумовых, Музей декабристов, усадьба Василия Коновалова, Пассаж Второва, особняк на Ленина, 100, в Полутовском квартале, дом Ильи Ореловича, особняк архитектора Никитина, сгоревший дом Шиллинга, дом жены декабриста Елизаветы Нарышкиной, дом архитектора Фёдора Пономарёва, дом с рыбками инженера Тимоховича.
Дом на Профсоюзной, 19, стал объектом культурного наследия федерального значения в феврале 1995 года. Он получил название «Доходный дом Бергута». Однако Бергуты не были его строителями или первыми владельцами.
Здание было построено в 1906–1907 годах читинским купцом Салфитом Гершевичем Файнгольдом. Братья Салфит и Шлейма Файнгольд, родом из ачинских мещан, в Чите и Нерчинске владели часовыми и ювелирными мастерскими.
Краевед, журналист Ирина Баринова в своей книге «Когда Чита была Москвой сибирской» пишет, что Салфит Файнгольд построил особняк из 39 комнат. Краевед проследила историю семьи до наших дней:
«Таких ортодоксальных еврейских семей в нашем городе было много. Один из потомков Салфита Григорий стал известным ювелиром. Именно он в 1923 году был приглашен для оценки доставленных в Забайкалье фамильных драгоценностей дома Романовых, которые большевики хотели продать за рубеж. После свертывания НЭПа Файнгольдов преследовали в судебном порядке, а пресса называла „дельцами по околпачиванию советских работников“. Семья бежала в Харбин, вела там торговлю. После разгрома Квантунской армии и прихода советских войск депортировали в советские концлагеря лидеров еврейской общины.
Файнгольды оставались в Китае, но после прихода к власти коммунистов бежали в Израиль. На землю обетованную семья из 21 человека приехала без гроша в кармане. Жили в трехкомнатной квартире и питались на карточки, получая каждый день пайку хлеба и раз в три дня одно яйцо. Один из потомков Файнгольдов Владимир получил образование в Австралии, стал крупным специалистом в области производства медицинской техники: начинал как конструктор в сфере кардиологии, позже увлекся офтальмологией. Сейчас его семья живет и работает в США».
Салфит Гершевич 4 июня 1907 года обратился с просьбой в Читинскую городскую управу утвердить проект двухэтажного каменного дома с подвалом на углу улиц Шилкинской (сейчас Анохина) и Николаевской (теперь Профсоюзная). В 1908 году его жена Любовь Гершевна обратилась в управу для признания за ней права собственности на недвижимое имение в 25 квадратов.
Двухэтажное угловое здание из красного облицовочного кирпича на полуподвале было построено и декорировано в стиле эклектики. Фасад украшают ризалиты с богато декорированными завершениями на уровне кровли.
Особо оформлен парадный вход.
Примыкающее к нему вплотную со стороны Профсоюзной здание гостиницы «Даурия» было построено в 1898 году.
Здание нынешнего читинского медицинского колледжа на улице Анохина появилось сильно позже — в 1952 году. Изначально в нем была совпартшкола. Здание была соединено с домами Бергута и Труфанова на Анохина, 73, теплыми переходами.
В апреле 1911 года, после пожара в военном госпитале, Читинская городская дума отвела в доме Файнгольда помещения для отделения Читинского местного лазарета на 250 кроватей. Содержание госпиталя давало большие убытки. Под новый госпиталь военно-инженерному ведомству был выделен земельный участок чуть выше городской больницы, на котором он и был построен. В 1914 году началась Первая мировая война, и в доме Файнгольда организовали новый госпиталь «Виктория».
В 1916 году имение Файнгольда было заложено в Нижегородско-Самарском земельном банке, который объявил о его продаже. Новыми владельцами дома стали Абрам и Моисей Калмовичи Бергуты, которые купили его за 93,8 тысячи рублей. В начале 1906 года они открыли в Чите филиал Харбинского печатного товарищества «Бергут и сын». Типография товарищества была лучшей в нашем городе и доходы постоянно росли. «Товарищество Бергут» могло позволить себе приобрести большой дом в центре города, на Николаевской. Там Бергут тоже открыл типографию, но содержал ее не сам, а отдал в аренду.
В годы правления атамана Семёнова в доме Файнгольда были штабы 31-го пехотного полка и Забайкальского военного округа. После революции в доме начал работать районный совет профсоюзов. В совете была детская библиотека и библиотека для взрослых, типография и издательство газеты «Рабочий путь». В подвале дома был ресторан с бильярдной Сибирского товарищества и ресторан «Шари Вари». В здании также была молочная торговля Навлиди и «Одесская кухмистерская» (небольшой ресторан, столовая. — Прим. ред.).
Как и все крупные дома, имение Бергута было муниципализировано постановлением Дальревкома в 1923 году и передано в ведение Горкомхоза. Здание стал занимать райпрофсож — районный комитет профессионального союза железнодорожников. В подвальном помещении была типография и ресторан 1-го Сибирского общества.
В 1924 году здание занимали Учкпрофсож — участковый комитет профсоюза железнодорожников — под жилье железнодорожников, а также табачная фабрика читинского купца «Лопато и Свей». Это была русско-британская компания, главная контора которой находилась в Шанхае. В 1925 году она переехала в здание на Анохина, 47 — сейчас это памятник регионального значения «Доходный дом Коротковой».
С 1925 года артель инвалидов открыла в бывшем ресторане «Шари Вари» свой ресторан «Ливадия» и бильярдную на десять столов. Они составили здоровую конкуренцию полугосударственному ресторану «Коопнарпит», который был в соседнем доме.
Профсоюзные организации заседали в этом доме более 25 лет. С 1938 года здесь был профсоюз государственных учреждений. Решением Читинского Горисполкома в 1943 году второй корпус здания, который находился во дворе и в котором располагалась гостиница «Профсоюзная», передали для областных партийных курсов. Они находились в здании до второй половины 1970-х годов.
После реконструкции дома Файнгольда — Бергута в нем разместилась гостиница Читинского обкома КПСС, в начале XXI века — гостиница Управления делами областной администрации.
Сейчас здание находится в оперативном управлении Следственного управления Следственного комитета России по Забайкальскому краю. По оценке специалистов, оно в удовлетворительном состоянии.
Сфотографировать дом внутри в следственном управлении не разрешили. Однако снаружи он действительно выглядит неплохо, хоть местами потрепалась краска и обветшал фасад. Детали по-прежнему дышат историей, и старинный особняк гордо глядит на прохожих.