Город Исчезающая Чита Особняк, типография, ресторан «Шари Вари» и бильярдная: насыщенная жизнь 118-летнего читинского памятника

Особняк, типография, ресторан «Шари Вари» и бильярдная: насыщенная жизнь 118-летнего читинского памятника

Это всё про доходный дом Моисея Бергута на Профсоюзной

Моисей Бергут, чьим именем назван дом, был не первым его хозяином

Кирпичное двухэтажное здание из красного кирпича уютно разместилось между гостиницей «Даурия» и Читинским медицинским колледжем на перекрестке Профсоюзной и Анохина. Ему уже 118 лет: было особняком, типографией, укрывало в своих стенах раненых бойцов, размещало бесчисленные рестораны и профсоюзные организации с труднопроизносимыми названиями. История от строительства до нынешних владельцев — в нашем тексте.

Этот дом — один из 13 памятников федерального значения, расположенных в Чите. Такое звание также носят здание Краеведческого музея, дом купцов Шумовых, Музей декабристов, усадьба Василия Коновалова, Пассаж Второва, особняк на Ленина, 100, в Полутовском квартале, дом Ильи Ореловича, особняк архитектора Никитина, сгоревший дом Шиллинга, дом жены декабриста Елизаветы Нарышкиной, дом архитектора Фёдора Пономарёва, дом с рыбками инженера Тимоховича.

Крыша и ее декор привлекают внимание издалека

Дом на Профсоюзной, 19, стал объектом культурного наследия федерального значения в феврале 1995 года. Он получил название «Доходный дом Бергута». Однако Бергуты не были его строителями или первыми владельцами.

Здание было построено в 1906–1907 годах читинским купцом Салфитом Гершевичем Файнгольдом. Братья Салфит и Шлейма Файнгольд, родом из ачинских мещан, в Чите и Нерчинске владели часовыми и ювелирными мастерскими.

Краевед, журналист Ирина Баринова в своей книге «Когда Чита была Москвой сибирской» пишет, что Салфит Файнгольд построил особняк из 39 комнат. Краевед проследила историю семьи до наших дней:

«Таких ортодоксальных еврейских семей в нашем городе было много. Один из потомков Салфита Григорий стал известным ювелиром. Именно он в 1923 году был приглашен для оценки доставленных в Забайкалье фамильных драгоценностей дома Романовых, которые большевики хотели продать за рубеж. После свертывания НЭПа Файнгольдов преследовали в судебном порядке, а пресса называла „дельцами по околпачиванию советских работников“. Семья бежала в Харбин, вела там торговлю. После разгрома Квантунской армии и прихода советских войск депортировали в советские концлагеря лидеров еврейской общины.

Файнгольды оставались в Китае, но после прихода к власти коммунистов бежали в Израиль. На землю обетованную семья из 21 человека приехала без гроша в кармане. Жили в трехкомнатной квартире и питались на карточки, получая каждый день пайку хлеба и раз в три дня одно яйцо. Один из потомков Файнгольдов Владимир получил образование в Австралии, стал крупным специалистом в области производства медицинской техники: начинал как конструктор в сфере кардиологии, позже увлекся офтальмологией. Сейчас его семья живет и работает в США».

Салфит Гершевич 4 июня 1907 года обратился с просьбой в Читинскую городскую управу утвердить проект двухэтажного каменного дома с подвалом на углу улиц Шилкинской (сейчас Анохина) и Николаевской (теперь Профсоюзная). В 1908 году его жена Любовь Гершевна обратилась в управу для признания за ней права собственности на недвижимое имение в 25 квадратов.

Двухэтажное угловое здание из красного облицовочного кирпича на полуподвале было построено и декорировано в стиле эклектики. Фасад украшают ризалиты с богато декорированными завершениями на уровне кровли.

+1

Особо оформлен парадный вход.

Витражи потускнели, но всё так же прекрасны

Примыкающее к нему вплотную со стороны Профсоюзной здание гостиницы «Даурия» было построено в 1898 году.

Отель «Даурия» и дом Бергута на открытке 1910-х годов

Красивый фасад «Даурии», к сожалению, был утрачен

Здание нынешнего читинского медицинского колледжа на улице Анохина появилось сильно позже — в 1952 году. Изначально в нем была совпартшкола. Здание была соединено с домами Бергута и Труфанова на Анохина, 73, теплыми переходами.

Переход виден с улицы. Неизвестно, открыты ли они внутри

Так здания соединяются на Анохина

В апреле 1911 года, после пожара в военном госпитале, Читинская городская дума отвела в доме Файнгольда помещения для отделения Читинского местного лазарета на 250 кроватей. Содержание госпиталя давало большие убытки. Под новый госпиталь военно-инженерному ведомству был выделен земельный участок чуть выше городской больницы, на котором он и был построен. В 1914 году началась Первая мировая война, и в доме Файнгольда организовали новый госпиталь «Виктория».

В 1916 году имение Файнгольда было заложено в Нижегородско-Самарском земельном банке, который объявил о его продаже. Новыми владельцами дома стали Абрам и Моисей Калмовичи Бергуты, которые купили его за 93,8 тысячи рублей. В начале 1906 года они открыли в Чите филиал Харбинского печатного товарищества «Бергут и сын». Типография товарищества была лучшей в нашем городе и доходы постоянно росли. «Товарищество Бергут» могло позволить себе приобрести большой дом в центре города, на Николаевской. Там Бергут тоже открыл типографию, но содержал ее не сам, а отдал в аренду.

В годы правления атамана Семёнова в доме Файнгольда были штабы 31-го пехотного полка и Забайкальского военного округа. После революции в доме начал работать районный совет профсоюзов. В совете была детская библиотека и библиотека для взрослых, типография и издательство газеты «Рабочий путь». В подвале дома был ресторан с бильярдной Сибирского товарищества и ресторан «Шари Вари». В здании также была молочная торговля Навлиди и «Одесская кухмистерская» (небольшой ресторан, столовая. — Прим. ред.).

Как и все крупные дома, имение Бергута было муниципализировано постановлением Дальревкома в 1923 году и передано в ведение Горкомхоза. Здание стал занимать райпрофсож — районный комитет профессионального союза железнодорожников. В подвальном помещении была типография и ресторан 1-го Сибирского общества.

В 1924 году здание занимали Учкпрофсож — участковый комитет профсоюза железнодорожников — под жилье железнодорожников, а также табачная фабрика читинского купца «Лопато и Свей». Это была русско-британская компания, главная контора которой находилась в Шанхае. В 1925 году она переехала в здание на Анохина, 47 — сейчас это памятник регионального значения «Доходный дом Коротковой».

С 1925 года артель инвалидов открыла в бывшем ресторане «Шари Вари» свой ресторан «Ливадия» и бильярдную на десять столов. Они составили здоровую конкуренцию полугосударственному ресторану «Коопнарпит», который был в соседнем доме.

Профсоюзные организации заседали в этом доме более 25 лет. С 1938 года здесь был профсоюз государственных учреждений. Решением Читинского Горисполкома в 1943 году второй корпус здания, который находился во дворе и в котором располагалась гостиница «Профсоюзная», передали для областных партийных курсов. Они находились в здании до второй половины 1970-х годов.

После реконструкции дома Файнгольда — Бергута в нем разместилась гостиница Читинского обкома КПСС, в начале XXI века — гостиница Управления делами областной администрации.

Сейчас здание находится в оперативном управлении Следственного управления Следственного комитета России по Забайкальскому краю. По оценке специалистов, оно в удовлетворительном состоянии.

Сфотографировать дом внутри в следственном управлении не разрешили. Однако снаружи он действительно выглядит неплохо, хоть местами потрепалась краска и обветшал фасад. Детали по-прежнему дышат историей, и старинный особняк гордо глядит на прохожих.

+1
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
11
ТОП 5
Мнение
Андрей Гурулёв: «Европе надо подготовить своё население ненавидеть русских так же, как украинцев»
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Одни боятся, другие женятся: откуда взялись мифы вокруг пятницы 13-го и что делать в этот день — объясняет нумеролог
Алина Шадрина
Мнение
Логистический хаб Wildberries в Чите и мечтатели из Могойтуя — события недели в Забайкалье
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
Восторгаемся и плачем. Журналист съездил в Карелию на машине — получился ли отпуск бюджетным?
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления