Колонки с громкой рекламой шуб и верхней одежды докучают жителям Читы не первый год, каждый раз они активно жалуются, но особого результата это не приносит. Разбираемся, какая аудиореклама в городе запрещена и что могут сделать жители домов, у которых под окнами днями кричат о 50-процентных скидках.
Где встречалась за год
В сентябре 2023 года в торговом центре «Шоколад» была ярмарка шуб. Чтобы оповестить об этом «грандиозном» событии горожан, организаторы пригнали «Газель» и через громкоговоритель заявляли об огромных скидках. Власти тогда посоветовали обращаться в полицию или УФАС. Из громкоговорителя звучали призывы покупать, которые перемежались с припевом песни «Ягода-малинка, хоп-хоп-хоп».
— Это сущая пытка слушать одну и ту же песню, — говорили жители.
В 2024 году аудиореклама начала докучать жителям с марта. Первое сообщение о ней поступило с улицы Маршала Рокоссовского, 14. Там проходила ярмарка одежды, а мегафон, с которого транслировалась запись, прикрепили на столб.
В мае успех решил повторить магазин «Абсолют». С чего именно зазывали покупателей, непонятно, колонки на видео нет. Однако магазин находится возле остановки, и мало кто из жителей этому обрадовался. Очевидцы предполагают, что колонка была закреплена на здании.
В начале сентября надоедливая реклама появилась на улице Ленина возле торгового центра «Малыш», который находится прямо под окнами жилого дома. Предприниматели подошли к задаче креативно и поставили мегафон на стремянку возле входа в торговый центр. Работая по такой же схеме, они переехали в торговый центр «Вега» на перекрестке улиц Чкалова и Богомягкова.
Тонкости закона
— Вам кто такое сказал? К нам вчера администрация приходила и то же самое говорила. Не запрещена у нас аудиореклама, — заявила корреспонденту «Чита.Ру» администратор магазина «Побольше» Анастасия, реклама которого как раз и звучит из мегафона на стремянке.
В пресс-службе администрации Читы на вопрос о том, действительно ли в городе не запрещена аудиореклама, отметили, что запрещена она на федеральном уровне. В 2021 году городская дума привела местное законодательство в соответствии с федеральным.
— Ни одного разрешения на установку таких конструкций в городе нет. В случае выявления звуковой рекламы обращаться надо в УМВД, полномочия по составлению протоколов и привлечение к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ (нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции. — Прим. ред.) полностью принадлежит им, — сказал сотрудник пресс-службы.
Местное законодательство полностью повторяет федеральное: запрещено распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, а также с помощью транспортных средств.
За дальнейшими разъяснениями нам предложили обратиться в УМВД по Забайкальскому краю.
— В полицию следует обращаться, если оборудование для звуковой рекламы размещено на фасадах зданий, дорожных знаках или на автомобиле, а также при несоблюдении закона Забайкальского края в части нарушения тишины и покоя граждан в ночное время, — сообщили в пресс-службе полиции.
То есть в случаях, когда аудиореклама звучала из «Газели» или с динамиков, установленных на стенах зданий, это было действительно запрещено, и можно было обращаться в полицию или в управление Федеральной антимонопольной службы, то случай со стремянкой уникальный. Он обходит запрет и формально ничего не нарушает.
— Из видеозаписи следует, что на стремянке прикреплен громкоговоритель — колонка с транслируемой рекламной информацией. Учитывая, что в рассматриваемом случае звуковая реклама распространяется посредством колонки, которая не имеет прочной связи с землей, зданиями, строениями, сооружениями, перемещаема и не расположена на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах здания, такое распространение не подпадает под запрет, установленный частью 3.2 статьи 19 Закона о рекламе, — уточнили корреспонденту «Чита.Ру» в пресс-службе управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю.
Что делать тем, у кого уши вянут
Заместитель руководителя управления Роспотребнадзора Динара Ульданова объяснила, что несмотря на то, что формально под запрет такая реклама не попадает, она может превышать уровень шума. В таком случае обращаться надо в Роспотребнадзор.
— У нас нормируется уровень шума на территории жилой застройки, в жилых домах. При наличии обращения мы можем померить шум. Есть норматив: в дневное время — не более 55-70 дБА (единица уровня шума. — Прим. ред.), ночью — не более 45-60 дБА. В жилых домах норматив шума меньше, но проверять уровень надо с согласия жильцов, — сказала она.
Ульданова отметила, что замерить шум возле домов будет сложно из-за оживленности улицы, необходимо будет замерить отдельно шум от машин и шум от рекламы, чтобы понять, не превышает ли она допустимую норму. В случае, если превышение подтвердится, то специалисты управления Роспотребнадзора края смогут выдать организации, которая выставила рекламу, предостережение о недопустимости нарушения.
— Необходимо, чтобы жильцы обратились к нам либо через госуслуги, либо пришли лично. Также мы можем начать проверку на основании публикации в СМИ, — сказала она.