Многие троллейбусы в Чите давно уже работают без кондукторов. Горожане к этому привыкли. Однако сказать, что этот способ передвижения нравится, пока нельзя. Колумнистка Любовь Никитина проехала по центру города и поделилась впечатлениями. Далее — от первого лица.
На остановке «ОДОРА» скопился народ. В часы пик остановки напоминают распродажи, где люди стратегически просчитывают место, чтобы в числе первых успеть заскочить в открытые двери троллейбуса. Троллейбус я не жду, если быстрее пройти пешком. Не объезжаю площадь Ленина, а от рынка до Бабушкина — всего 11 минут. Тоже иду. Конечно, скорость троллейбуса не сравнить со скоростью человека, но дождаться этот городской вид транспорта и доехать на нем — тот еще социальный эксперимент.
Сегодня еду с «Дома офицеров» до «Метеостанции». Судя по «Яндекс.Картам», от остановки «Баргузинская» тронулась «единичка». Оставалось только ждать, и я села на лавочку. Вернее, хотела сесть, потому что мест не оказалось, а народ всё подходил и подходил. Уже дважды проехала 21-я маршрутка, но мне с ней не по пути. Помните, как раньше люди выходили на проезжую часть, чтобы посмотреть, не едет ли троллейбус. Здесь так же. Будущие пассажиры нетерпеливо ждали транспорт, поглядывая в осеннюю даль. Словарь Даля отвечает монотонно: «Осенью первое зазимье, с наступлением сумрака она имеет угрюмый вид». Такой же вид был у людей, когда подъехала долгожданная «единица» без кондуктора.
— Кто не оплатил за проезд на входе, оплачиваем через валидатор, — в голосе водителя чувствовалась настойчивость.
Тут же послышались три или четыре ответа электронного голоса «поездка оплачена», а вошедших было в несколько раз больше.
На вокзале зашла молодежь. Похоже, что студенты. Шумно зашли. С обсуждением какого-то преподавателя, который обещал удобный график для практики. Студенты смеялись, валидатор молчал. Водитель возмущался.
— За проезд не забывайте оплачивать. На линии работает контроль.
Парчовые тучи приготовились сгуститься на последней фразе, но ни одна туча не прорвалась внутрь сквозь плотно стоящую толпу.
На следующей остановке водитель снова открыл переднюю дверь, но пассажиры не могли войти, потому что еще не выпустили приехавших. А приехавших не выпускали, потому что сначала запускают вошедших. Чувствуете противоречие? Началась давка.
— Выпустите сначала!
— Дайте выйти.
— Подержи сумку, я куртку сниму, — на эту фразу я обернулась. Девушка передала сумку молодому человеку и попыталась снять куртку. Духота в троллейбусе добавляла раздражения.
Во время движения водитель нервничал всё больше. Он понимал, что в салоне едут безбилетные зайцы.
— Сейчас начну выпускать только через переднюю дверь. Вошедшие, оплатите за проезд.
Вошедшие не платили.
Вспомнились уроки ОБЖ в школе, где учили, как вести себя в толпе. «Избегайте большого скопления людей», — объяснял преподаватель. Этот пункт успешно провален, потому что я и есть элемент толпы. Что дальше? «Прижмите согнутые в локтях руки к грудной клетке, чтобы избежать ее сдавливания впереди стоящими людьми». Прижимаю и чувствую, как поручень прижимается к позвоночнику, пытаясь заменить его.
Народ начал возмущаться, в глазах каждого читалось изнеможение. Рядом зазвонил телефон, но трубку не взяли. В салоне повисли концентраты мятной жвачки, мускус парфюма и нервозности. Выдох соседа становится частью общего вдоха, личное пространство потеряно.
— Как ездить зимой? — спросила та девушка, которая сняла куртку. Парень лишь вздохнул.
Как ездить с детьми? Как ездить с работы? А на работу? Как много «как».
На «Орешках» появилась возможность дышать, но сидячие места не освободились. Водитель устало напоминал о самостоятельной оплате. Не представляю, как в такой толпе работают кондукторы, где даже места для ног не хватает, чтобы стоять. А она ходит. Не представляю и поездки зимой, когда люди начнут упаковываться в троллейбус в пуховиках и теплых куртках. Еще по зимнему сценарию появятся гололед, снегопад и ударят морозы. Неожиданно, ведь такого в нашем городе никогда не случалось.
На «Метеостанции», как осколок безумного механизма, вырываюсь в осенний город с пониманием, что жизнь похожа на путь этого троллейбуса. Бесконечное движение вперед с чувством зажатости и невыносимого дискомфорта.