Кладбища — часть истории любого города. В Чите действующих погостов четыре, но есть и забытые. Некоторые кладбища советская власть хотела превратить в парки, но что-то пошло не так, и на их месте появились дома. Мы углубились в «Энциклопедию Забайкалья» и старые карты, теперь рассказываем вам, где были старые захоронения и почему их забыли.
Важно понимать, что границы старых захоронений отмечены на карте не точно — указано лишь их примерное расположение, исходя из описаний в «Энциклопедии Забайкалья» и схематических указаний на карте.
Если вам интересна история существующих кладбищ, то у нас есть отдельный текст об истории их возникновения и о том, почему они так разрослись.
- Территория Музея декабристов
- Кладбище на Анохина
- Старочитинское кладбище
- Еврейское кладбище
- Антипиха
- Титовская сопка
- Кенон
- Рахова
- Зенитная горка
Территория Музея декабристов
Первый из читинских погостов возник еще во времена, когда еще и города-то не было. Тогда это был просто острог. Мертвых хоронили в ограде Михайло-Архангельской церкви, той самой, что сейчас превращена в музей. Хоронили там больше 100 лет — с 1776-го (год завершения строительства самой церкви. — Прим. ред.) до 1930-х годов. Потом здание превратили в общежитие, а плиты с могил сняли.
У стен церкви и сейчас можно найти могилы жены декабриста Дмитрия Завалишина — Аполлинарии и новорожденной дочери Волконских — Софьи. К сожалению, роды оказались сложными, и ребенок умер в тот же день, что появился на свет. Подробнее о церкви и о том, что находится на ее территории, мы писали в отдельном тексте.
Кладбище на Анохина
После 1851 года горожан хоронили на кладбище, которое сейчас находится в границах улиц Анохина, Красноярской, Ингодинской и Баргузинской. Длилось это недолго, потому что по санитарным правилам XIX века хоронить людей в черте города было нельзя. С 1885 года территорию огородили, а копать новые могилы запретили. Сколько всего похоронено в этом квартале — неизвестно.
С 1875 года в казне лежали деньги на ремонт ограды и ее обновление, многие могилы были безнадзорны, поэтому предлагалось засадить территорию деревьями и развернуть парк, однако этого не случилось, в советские годы квартал застроили. При этом на плане города от 1862 года территория обозначается как парк.
Сейчас там стоит детский сад № 71 «Ручеек», сталинка 1956 года постройки, деревянный дом, который соорудили спустя два года, и две пятиэтажки. Сразу напротив этого квартала — соборная мечеть.
Старочитинское кладбище
В 1862 году в границах квартала Петровско-Заводской и Баргузинской на картах появилось Старочитинское кладбище. Церковь появилась на кладбище в 1886 году. Тогда купец Терентий Терентьев вместе со своим сыном Стефаном, скорбя по ушедшей жене и матери, решили построить ее за собственные деньги. Закрыли церковь в 1933 году, после прихода советской власти, а затем разрушили. На территории отдельно существовали городское, военное, мусульманское, православное, католическое и языческие кладбища.
Городская дума была озабочена ограждением этой территории и созданием на ней караульного помещения, поэтому за захоронение была плата — в 1912 году она составляла 25 рублей. Всего в итоге на охрану и ограду потратили 300–600 рублей. Источники разнятся в сумме, но тогда для скудного бюджета города это были значимые деньги.
На большой части старого кладбища сейчас пустырь, но часть застроена — там расположены парк Памяти, корпуса Забайкальского государственного университета, жилой дом, горный колледж и гаражи.
В период сталинских репрессий с 1937 по 1938 год в Чите расстреляли несколько тысяч человек. Хоронили их в восточной части кладбища — ближе к тому месту, где сейчас стоит корпус факультета экономики и управления ЗабГУ и физкультурно-оздоровительный комплекс.
В 1939–1940 годах здесь похоронили больше 120 воинов Рабоче-крестьянской Красной армии, которые погибли в читинских госпиталях после боев с японскими милитаристами на реке Халхин-гол. Само захоронение утрачено, но на этом месте нашли 25 тел воинов и перехоронили в братскую могилу, рядом установили обелиск. Сейчас его можно увидеть со стороны улицы Столярова. В 2009 году благодаря инициативе ветеранов по проекту архитектора Виктора Кулеша на мемориальных плитах нанесли 558 фамилий, а на месте уничтоженной церкви поставили часовню во имя Святого пророка Илии.
На кладбище хоронили участников польского восстания, общественников, чиновников. Есть и очень интересная байка про каменотеса Мельникова. На его могиле была надпись, которую он сам написал при жизни. Звучала она так: «Здесь лежит каменотес, много лет он эти скалы ломал и бродил, под ними почил, чтобы не вскочил». По преданиям, он сам привез памятник на кладбище и покончил с собой.
Старочитинское кладбище официально закрыли в 1940 году, в это же время открыли Центральное кладбище, однако захоронения продолжались до конца 40-х. Надмогильные сооружения в 1965 году снесли, а его части использовали для благоустройства площади Декабристов, поэтому еще до реконструкции на ней можно было найти камни с соответствующими надписями.
Парк за 60 лет на территории не появился, но восточную часть отдали под застройку. Во время строительства, как рассказывают очевидцы, из котлованов доставали гробы, кости, а черепа продавали студентам-медикам, которые по ним изучали анатомию. Краевед Геннадий Жеребцов в 2013 году на сайте «Проза.Ру» об этом писал так:
— Видимо, забываются подобные ошибки предыдущих городских властей в советские времена по уничтожению старого закрытого кладбища. Разве забыть, как в семидесятые годы при закладке фундаментов под корпуса политехнического института, горного техникума и соседних жилых зданий на поверхности земли оказывались черепа и человеческие кости? Жизнь есть жизнь, на смену старого всегда приходит новое, но отношение их друг к другу должно быть уважительным. Обидно, когда святые для читинцев места легко превращаются в ничто. Хотелось бы верить, что бульдозеры по человеческой памяти остались в прошлом. А раз есть в Чите силы, пренебрегающие этим, думается, к месту будет преподнести небольшой ликбез о любви к отеческим гробам.
Еврейское кладбище
Ближе к концу XIX века еврейская община города потребовала у властей земли для захоронения единоверцев. Территорию им дали на восточной окраине Читы неподалеку от артиллерийских складов и дороги от Антипихи — сейчас это начало улицы Ленина. На картах место захоронения появилось в 1925 году.
Как указано в «Энциклопедии Забайкалья», кладбище отличалось обилием строгих памятников из полированного камня. Сами памятники сейчас не сохранились. Захоронение закрыли в 1930 году.
Антипиха
В Антипихе было сразу два кладбище. Одно находилось на левом берегу реки чуть ниже Агинского тракта. Появилось захоронение в начале XIX века из-за нужд военных — рядом с ним разместили части и лазареты из-за Русско-японской войны. Утрачено к концу XX века. Сейчас, если верить описанию места в «Энциклопедии Забайкалья», там находятся строительные магазины и филиал сети «Светофор».
Чуть ниже, возле линии Забайкальской железной дороги, были японские захоронения в период интервенции, с 1918 по 1920 годы. Тогда японцы хотели свергнуть советскую власть и взять под контроль Дальний Восток, для этого они поддерживали белых, в частности известного в Забайкалье атамана Григория Семенова. Японцы активно сражались вместе с белыми против большевиков. В июле 1920 года на станции Гонгота было подписано соглашение о перемирии, и Япония вывела свои войска из Забайкалья. Сами захоронения не сохранились.
Титовская сопка
В «Энциклопедии Забайкалья» указано, что на Титовской сопке было три небольших кладбища в районе улицы Промышленной. Их назначение в книге не описано, но на плане Читы от 1923-го указано, что они находились на севере и юге от психиатрической больницы.
Точное место захоронений определить сложно, но они находились в районе хозяйственных корпусов за заводом «Читинские ключи».
Кенон
Раньше в районе улицы Ивановской существовало село Кенон, при нем был погост. В СМИ периодически всплывают истории, как местные жители находят рядом с озером кости. Вода сейчас размывает кладбище. Так его описывала корреспондент газеты «Читинское обозрение» Ирина Верещагина в 2019 году:
— Прибрежная полоса покрыта оврагами, где любой прохожий может увидеть человеческие кости. Крестцы, черепа, рёбра беспорядочно разбросаны по земле. Кое-где видны фрагменты гробовин и могильных плит. Разрушенные оврагом старинные захоронения очень своеобразно сочетаются с вполне современной помойкой: рядом с костями лежат бутылки, окурки, разбитые очки…
Краевед Александр Лыцусь, который участвовал в составлении «Энциклопедии Забайкалья», относит создание этого кладбища к концу XIX века.
Рахова
На Девичьей сопке был еще один погост, который действовал с 1920-го по 1980-е года. Там была могила Героя Советского Союза Виктора Рахова — известного летчика, в честь которого и названа улица, которая начинается неподалеку от территории бывшего кладбища. На месте сохранились отдельные захоронения. Саму могилу Рахова перенесли в 1984 году в сквер школы № 15.
Зенитная горка
При строительстве главных железнодорожных мастерских Забайкальской железной дороги в районе станции Чита-1 в 1890-х территорию активно застраивали для работников железной дороги. Со временем понадобилось и кладбище — его установили на возвышенности, которую затем назвали Зенитная горка. При кладбище появилась часовня и звонница. Закрыли его в 1932 году из-за того, что территория с могилами мешала развитию железнодорожного хозяйства.
Как говорят местные, сейчас в районе дома на Ползунова, 29 еще можно найти остатки могильных плит. Судя по картам, на территории бывшего кладбища появились школа № 36 и несколько жилых домов. Оно было в границах улицы Кенонской и Узкого переулка. На плане Читы от 1923 года указано, что там еще была улица Кладбищенская, но сейчас она носит другое название.