В Чите всё чаще можно встретить троллейбусы без кондуктора. У большинства горожан это вызывает негативные эмоции, а кому-то удобно не контактировать с работниками депо, просто оплатив поездку у валидатора. А каково работать кондуктором и нравится ли им нововведение, выяснял наш внештатный автор Алексей Го-шин-тан. Далее — от первого лица.
Наталья Валентиновна работает в троллейбусном депо давно, целых 16 лет, и с радостью со мной поговорила о работе кондуктором. Женщина очень добрая и светлая. Это было видно сразу. Она так по-матерински за детьми в салоне ухаживала — не ругалась, а давала наставления.
Наталья Валентиновна негативно относится к бескондукторным поездкам:
— Их сейчас, троллейбусов, стало больше, но люди у нас многие жалуются на такое нововведение. Не знаю, привыкнут ли. Читинцы долго привыкают к чему-то новому.
Да и для водителей это лишняя головная боль. Попробуй за всеми уследить через зеркало заднего вида, а водители справляются. Мне как обывателю это тоже не нравится. Особенно когда водитель, словно оруэлловский Большой Брат, следит за тобой и угрожает в микрофон: «Дальняя площадка, я всё вижу. Пока не рассчитаемся — не поедем». Это говорилось не мне, но ощущение было странное.
Самым неудобным для читинцев стало то, что надо ждать, пока все зайдут через переднюю дверь, чтобы выйти на улицу — через другие две. Этот вывод можно сделать по недовольным лицам пассажиров. Создается столпотворение, давка, и все, как забытые на плите пельмешки, слипаются.
Наталья Валентиновна говорит, что это вынужденные меры:
— Народ у нас не очень ответственно к оплате относится, поэтому приходится применять такие меры. Для водителей, конечно, добавилось нервотрепки. Даже с кондукторами иногда зайцы проскакивают, а тут вообще не уследить. Надо рассчитывать на совесть людей, и, к сожалению, не у всех она есть.
Больше всего меня удивило, что заработная плата у кондукторов, а теперь и водителей, формируется исходя из посещаемости.
— Всё зависит от народа. Чем больше людей, тем выше зарплата, — говорит Наталья Валентиновна.
Странно то, что они, работники троллейбусов, ничего не могут сделать для привлечения. Или зазывать с рупором? Или держать транспарант? Работая в среднем по 8 часов в день, Наталья Валентиновна старается пройти троллейбус от остановки до остановки, чтобы люди не стали зайцами.
За 16 лет работы Наталья Валентиновна не жаловалась на зарплату и удивляется, почему к ним не идут работать. Она как пенсионер довольна заработком и, пока, как говорится, ноги ходят, будет трудиться во благо троллейбусного депо. «Людям нужны легкие деньги и чистый офис, а не ходьба среди толпы», — делится мыслями она.
Пока мы ехали в троллейбусе, Наталья Валентиновна вежливо разговаривала с пассажирами, улыбалась, что не переставало меня радовать. Только представьте, какой хаос за время работы может пережить кондуктор: утренняя давка, зайцы, скандалисты, пьяницы, шумные дети, поломка терминала и много другое. Как у них голова не болит после этого и вообще остаются силы? Наталья Валентиновна говорит, что буйных больше всего не любит и тревожится, но потом подумает о хорошем, и всё проходит: «Так а чего злиться? Люди разные, а я вот такая, злиться времени нет».
Вывод после разговора один: кондукторы — если и не люди Икс, то хотя бы Игрек, потому что их тоже еще найти надо на такую тяжелую работу.