Власти Читы в начале недели сообщили, что остановку «Машзавод» перенесли на новое место в связи с «завершением реконструкции улицы Новобульварной». Правда, потом в пресс-службе мэрии уточнили, что готовность улицы — от Шилова до Журавлева — оценивается в 91%. Дорожное полотно уложили, но остается доделать ливневую канализацию, тротуары, дорожные знаки, разметку. Мы решили прогуляться по участкам, где основные работы завершены, чтобы оценить их взглядом обычных горожан. И успели сделать это до снега, иначе многие огрехи просто скрыло бы от взоров до весны.
Улицу Новобульварную от Шилова до Журавлева начали реконструировать в 2022 году, чтобы в числе прочего проезжую часть там расширить с четырех до шести полос. Подробно о проекте реконструкции можно почитать по ссылке. Этим участком протяженностью почти 1,4 километра занимается муниципальное предприятие «Дорожно-мостовое ремонтно-строительное управление» (ДМРСУ), которое закончило 2022 год с чистым убытком в 104,6 миллиона рублей. Качество и скорость работ неоднократно подвергались критике со стороны краевых и городских властей, а для помощи ДМРСУ нанимали новых субподрядчиков. Полностью все работы должны завершить к 20 ноября 2024 года.
Идти решено было от Шилова в сторону Журавлева. Асфальт тут и правда уложили, четко видны по три полосы в каждую сторону. Вдоль дороги установили металлическое ограждение — массивное и с какими-то крестами в верхней части. Правда, в одном месте кусок забора пока валяется на земле, а кое-где ножки воткнуты просто в ямки, не присыпанные землей.
Дорога новая, гладкая. Хочется сказать: «Красота!» Но не тут-то было. Прямо сразу, на пешеходном переходе в районе перекрестка Шилова — Новобульварная, красуется огромная яма. Не самая глубокая, что доводилось видеть, но очень широкая. Казус еще и в том, что дорожники уже нанесли в этом месте разметку, прямо на выбоину. Замаскировали? А теперь, если ее заделывать, то разметку придется рисовать заново. За чей, интересно, счет? Либо убирать ее и не планируют?
Подобные ямы, но чуть меньшего размера, можно встретить на протяжении всей трехполосной половинки Новобульварной, что идет в сторону Журавлева. Так заделали ненужные люки. Но почему не довели до конца? Дорога же новая, поэтому очевидные неровности смотрятся на ней как-то вызывающе.
В муниципальном учреждении «Городские дороги» в комментариях под постом сопредседателя отделения Народного фронта в Чите Андрея Томских, который также написал про оставшиеся ямы, ответили так: «„Водоканал“ не дает возможность заасфальтировать люки окончательно, так как им нужен доступ к старой канализации, поэтому подрядная организация произведет подсылку люков гранулятом до конца недели. После того как „Водоканал“ закончит работы, люки будут выровнены по проезжей части. Разметка на люк нанесена на пешеходном переходе по технологии нанесения, ибо нет возможности прервать нанесение элемента. После окончания работ Водоканала разметка будет нанесена повторно».
Нельзя не заметить, что на улице оборудовали новые остановки. Но опять же подпорные стенки выглядят на них незаконченными. Видно, что не везде доделали покрывающий слой, торчит арматура и какие-то штыри. На остановку «Шилова» при этом есть два лестничных подъема: один из них завершается доской на земле и уже продавленной брусчаткой. Но заезд для мам с колясками или маломобильных граждан только один — в самом конце остановки. Можно попробовать подобраться к ней сразу от Шилова, но там на тротуаре стоит огромный столб, основание которого вряд ли позволит беспрепятственно проехать мимо.
К слову, бетонные основания новых столбов — это отдельная тема для наблюдения. Они страшные, будто бы их забыли спрятать. Местами блоков не видно, но столбы словно закопаны в землю не до конца. А если так и задумано, то странно — уровень эстетики в таком случае близится к нулю.
Через дорогу от остановки «Шилова» уже готова ливневка. Ее «крышка» — это теперь велосипедная дорожка. Чуть поодаль об этом свидетельствуют соответствующие знаки — уникальные для Читы. Даже светофоры для водителей двухколесного транспорта поставили.
Невооруженным глазом, то есть без приборов, которыми обычно пользуются строители (надеемся), видно, что и свежеуложенный тротуар, и дорожка для велосипедистов странно изгибаются и никак не могут собраться в прямые линии. Эту же особенность мы ранее заметили и на самой проезжей части, если смотреть вдаль.
Местами тротуар по уровню сильно выше велосипедной дорожки, но откосы — это просто рыхлая земля, чуть-чуть «припудренная» кусочками бетона. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что первый дождь подмоет этот склон и брусчатка просядет. Кстати, кое-где она уже торчит. Спотыкаешься о такой кирпичик, и он вылетает.
Особенно «умиляет» вход со стороны Новобульварной в Забайкальскую краевую гимназию-интернат. Сколько потребуется времени, чтобы дети, запинаясь о такой тротуар, постепенно разобрали его для большего удобства?
В глаза бросаются и бордюры. Местами по улице их уложили так, будто никогда не слышали про ровные стыки, — косо и криво. А часть новеньких бордюров уже продавила тяжелая техника, что видно по характерным следам крупных протекторов на земле. Из-за этого образовались зазоры, а на бордюрном камне — трещины.
Люки на тротуаре местами обложили еле-еле. И бросили. От такой картины мы с фотографом просто не смогли удержаться от смеха. Возможно, просто не доделали пока.
Хотя на противоположной от гимназии стороне улицы и с тротуарами, и с люками всё в порядке. И ходить там гораздо приятнее. Значит, можно же сделать и аккуратнее.
Однако ближе к Красноармейской даже по той благополучной половине виден сбой: тротуар уложили ещё не весь. Есть голые участки, которые прохожие вынуждены обходить стороной.
Вообще примерно от Красноармейской (с противоположной от «Северянки» стороны) и далее работа кипит максимально. Там еще делают ливневую канализацию, вплоть до самой улицы Журавлева. Из-за этого и та сторона проезжей части, очевидно, еще не доделана. Нет разметки, не обозначены пешеходные переходы, не сделаны парковки, местами не хватает верхнего слоя асфальта.
Рабочие только-только начали заливать бетоном и формировать остановку напротив ТЦ «Аврора». Да и тремя полосами в одну сторону на той половинке пока и не пахнет.
Особенно на перекрестке Новобульварная — Журавлева. Автомобилисты, пересекающие Журавлева в сторону Богомягкова, вообще стекаются в одну полосу, постоянно рискуя столкнуться друг с другом, но там также делают ливневку.
Потом дальше они едут уже в две полосы. Крайняя правая полоса (третья) из-за продолжающихся на придорожной территории работ пока не доделана.
Сразу хочется перейти дорогу и вернуться на более завершенную часть улицы. Там новая разметка, новые знаки. В том числе дублирующие — они висят над дорогой.
Достаточно сносно сделаны новые парковочные карманы. Их, к слову, стало немало. Они удобные, но только не у «Северянки». Там почему-то парковочные места сделаны под прямым углом. Выезжать крайне неудобно, упираешься в бордюр. Особенно если на соседних местах с двух сторон стоят другие автомобили. И там же рядышком опять ужасно торчит основание столба.
А вот обновленная остановка «Красноармейская». В отличие от остановки «Шилова» здесь подпорная стенка выглядит более завершенной, есть даже металлические конструкции, но пока ржавые. При этом кто-то уже отломил огромный кусок верхнего облицовочного камня. Непорядок!
Нельзя не отметить, как на Новобульварной из-за реконструкции местами изменилась и схема движения. Ярчайший пример — перекресток с улицей Фрунзе. Там поставили дополнительную секцию автомобильного светофора для поворота налево, а также пешеходные светофоры. Водители уже отметили, как стало неудобно. Потому что налево поворачивают немногие. Но зато теперь красный для тех, кто едет по Новобульварной прямо, горит целых 66 секунд! А время ожидания для пешеходов составляет и вовсе 85 секунд. Даже для тех, кто хочет перебежать двухполосную Фрунзе.
Сложно сказать, как именно подсчитан 91% готовности объекта, но возникает четкое ощущение, что одна половина улицы готова практически полностью — асфальт, светофоры, разметка, тротуары, парковки, остановки, в том числе свежесобранная и отрисованная у «Абсолюта» — та самая, которую перенесли от проходной Машзавода.
А вторая половина пока строится. Асфальт еще не везде, ливневая канализация местами в зачаточном состоянии. Нет разметки, не везде еще установили светофоры. Не закончен тротуар. Самое неприятное — прихоти погоды. На следующий день после нашей прогулки в Чите прошел сильный снегопад, который еще больше осложнит работу подрядчиков. Но время до 20 ноября пока есть, засекаем.
***
Что же касается тех участков улицы Новобульварной, которые всё же сделали за целых 3 года, то в большей степени сейчас они смотрятся неряшливо. Кривые стыки бордюров — сколько угодно. Плохо уложенная брусчатка — есть такое. Перепады уровней и кривизна дорожек, проезжей части — пожалуйста. Ямы на новой дороге — считайте, загибая пальцы. Один только провал на дороге у коллектора рядом со школой № 38 чего стоит.
Да, объект еще не сдан, работа продолжается, но видно же, что те места, которые визуально выглядят завершенными, уже вряд ли кто-то будет переделывать сейчас. Но гарантийные обязательства, конечно, никто не отменял. Поэтому пока лишь бы доделали основное. Сколько уже можно? А исправлять, исправлять и исправлять косяки, видимо, будут уже в следующем году.