Председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания Забайкальского края Светлана Доробалюк 10 лет руководила Контрольно-счетной палатой региона (КСП), а до этого была министром финансов. Комфортно ли ей в новом статусе, насколько она влияет на социальную политику и бюджетный процесс и сложно ли быть главой комитета, где собраны представители почти всех фракций? Об этом Доробалюк в рамках проекта «Редколлегия» рассказала гендиректору «Чита.Ру» Андрею Козлову.
Доробалюк окончила Иркутский институт народного хозяйства. С 1979 по 2001 год работала в Читинском областном финансовом отделе, позже переименованном в Финансовое управление Читинской области, а затем в комитете по финансам администрации Читинской области. С 2001 по 2005 год была заместителем председателя комитета, начальником бюджетного управления комитета, затем до 2008 года — заместителем председателя комитета. В 2008 году стала министром финансов. Руководила ведомством до 2013 года. После этого до 2023 года возглавляла КСП. В сентябре избралась в Законодательное собрание Забайкальского края по спискам «Единой России» по территориальной группе, охватывающей территорию Нерчинского и Чернышевского районов.
«Чита.Ру» продолжает серию интервью с депутатами заксобрания, в которых они расскажут, как проходит работа законодателей, чего они уже добились и какие планы хотят реализовать. В серии вышли интервью:
— Вы уже год работаете депутатом. Насколько освоились в этой роли?
— Работать комфортно. Было волнительно, когда принимала такое решение, но это тот этап жизни, трудовой деятельности, который для меня необходим. За те годы, которые я проработала в финансовой системе, а затем и в КСП, я приобрела большой опыт, и он сейчас очень мне пригодился. И могу сказать, что я даже благодарна судьбе, что так всё разрешилось, что я стала депутатом Законодательного собрания, тем более председателем комитета по социальной политике.
— Многим, мне в том числе, казалось логичным ваше назначение на должность председателя комитета по бюджетной и налоговой политике (этот комитет несколько созывов подряд возглавляет Алексей Бутыльский. — Прим. ред.), но в итоге вам досталось социальное направление. Вам в бюджетный процесс не хочется возвращаться?
— У меня такое чувство, что я и не выходила из него. Вся социальная политика, вся социальная сфера настолько связана с бюджетным процессом, что я не могу разделить, что вот это мое ведомство, а здесь вот бюджет. Нет, мы решаем и рассматриваем вопросы вместе. И та практика, которая у нас была наработана с Минфином за все эти годы, продолжилась. И поэтому даже сейчас, рассматривая какие-то социальные вопросы — а они, безусловно, связаны все с бюджетом — мы очень тесно взаимодействуем. И меня волнует весь бюджетный процесс от начала формирования главного финансового документа региона и до контроля его исполнения.
— Насколько вам как председателю комитета, как депутату заксобрания, как единороссу удается влиять на социальную политику, которую проводит региональное правительство?
— У заксобрания свои полномочия, у исполнительной власти — свои, но как в песне поется: мы не можем друг без друга, иначе не будет достигнут тот результат, которого бы хотелось. Такие важнейшие вопросы, как заработная плата, как социальная поддержка всего нашего населения, летняя оздоровительная кампания, обеспечение жильем детей-сирот и так далее наш комитет должен решать совместно с правительством региона. И могу сказать уверенно, что у нас это получается, и мы делаем это вместе.
Если говорить про заработную плату, то в прошлом году правительство совместно с заксобранием приняли совершенно верное решение, разработав и утвердив закон, который так и называется — закон о повышении заработной платы. Да, есть шероховатости, которые нужно поправить, и я так думаю, мы это сделаем в течение следующего и текущего года. Да, дисбаланс есть, но это надо тоже понимать, почему он у нас родился, этот дисбаланс.
В конце июня 2023 года в Забайкалье приняли законопроект о повышении заработных плат бюджетников, который параллельно отменил для них районную надбавку в 20%. В 2023-м произошло два повышения, в 2024-м еще четыре.
— Вы какой дисбаланс имеете в виду?
— По учителям.
— Где директора получают меньше учителей?
С 1 июля молодым специалистам до 35 лет повысили зарплаты от 25 до 50 процентов. Кроме того, повышения коснулись преподавателей, воспитателей, педагогов техникумов и колледжей. От 25 до 35 процентов повысились зарплаты в малых населенных пунктах, а также по востребованным и узким специальностям. При этом повышения не коснулись администрации школ. Проблема стала очевидна, когда директора школ Читинского района направили в адрес губернатора Забайкальского края Александра Осипова коллективное письмо, в котором пожаловались на отсутствие достойной зарплаты. Авторы обращения отметили, что руководителей школ разъединили с педагогическими коллективами, сделав одних «указными категориями», а других — «неуказными». В результате чего доплаты, установленные педработникам, не имеют отношения к окладам директоров.
— Да, это же понятный вопрос, и без него невозможно говорить сейчас о заработной плате. По другим социальным сферам нет такого перекоса.
— И вы участвуете в решении этой проблемы сейчас?
— Да. Работаем на местах — на своих округах. Когда смотришь закон, порядок, это одно. Когда практически видишь, почему так в районе получается, то находишь ответы. Не все в аппарате управления образованием работают так, как хотелось бы. Я имею в виду директоров, завучей. Поэтому мы состыковываем нашу практическую работу на местах с теми предложениями, которые есть у правительства.
— Но в итоге-то вы уберёте этот перекос?
— Не в полном объеме.
— Почему?
— Перекос значительный. Чтобы выровнять или на ступень сделать выше, просто пока нет возможности в бюджете.
— Логика ведь была в том, чтобы увеличить оплату труда молодых учителей?
— Конечно. Надо сформировать базу, привлечь, стимулировать. Я понимаю, что все вопросы для молодого специалиста не решить только зарплатой. Сразу идут вопросы снежным комом — это жилье, инфраструктура, качество жизни на селе. Никуда мы от этого не уйдем, но делаем хотя бы первые шаги, хотя бы материально заинтересовываем. Мы же не говорим, что молодой специалист должен приехать в село и там до конца жизни отработать. Мы говорим, что мы вас привлекаем, а там уже как жизнь сложится.
— Вы согласны с тем, что директор должен получать больше своих учителей?
— Да, конечно.
— Давайте к бюджету перейдем, который вам близок и в разработке которого сейчас комитет по социальной политике принимает участие. Как вы оцениваете исполнение бюджета 2024 года, рекордного во многих показателях? Может, какие-то особенности 24-го года вы выделите?
— В 2023 и 2024 годах произошел рост собственных доходов. До этого у нас были проблемы — мы 5 лет не увеличивали заработную плату, а сейчас просто могучим таким рывком, потоком направили все средства на ее повышение. Но, к сожалению, рост инфляции таков, что у нас расходы не успевают за ростом собственных доходов.
В 2023 году был такой рывок, что налог на прибыль у нас по концу года превысил даже НДФЛ. Это исторический факт.
По итогам 2023 года поступления от налога на прибыль превысили поступления от НДФЛ, который ранее всегда был на первом месте, в бюджете Забайкалья, на 2 миллиарда рублей, то есть на 3%. Налог на прибыль стал основным в структуре доходов и составил 36% (27 миллиардов рублей). Доля НДФЛ в бюджете края — 33% (25 миллиардов рублей). Поступления от НДФЛ уступили налогу на прибыль организации в Забайкалье впервые за последние несколько десятилетий.
Как мы сработаем по 2024 году, пока неизвестно — есть осторожность и есть риски. Рассчитать, спрогнозировать налог на прибыль, учитывая основных налогоплательщиков — наши горнорудные предприятия — очень сложно. Сейчас у нас большие неисполненные расходные обязательства. По социальной сфере это прежде всего обеспечение наших региональных льготников лекарствами, мы практически два месяца не можем их обеспечить.
По следующему году мы должны работать над оценкой прогноза социально-экономического развития и над теми темпами роста, которые предполагаются на 2025-й и плановый период (2026-2007 годы — Прим. ред.). Мы прежде всего во время первого чтения рассматриваем наши собственные возможности. Они, конечно, у нас возрастают практически на 11%. Если в цифрах говорить, это больше 8 миллиардов рублей — очень хороший темп, но всегда хочется больше.
Сейчас правительство уже расставило приоритеты при формировании проекта бюджета. Первый приоритет — это, конечно, индексация заработной платы указным категориям практически на 14%, МРОТ на 16,6% и всем остальным категориям на 4,2%, в том числе аппарату управления образовательных учреждений.
Также в приоритете индексация всех наших публичных обязательств. Это увеличение ОМС неработающему населению — необходимо индексировать тариф страхового взноса практически на 14%, это сумма очень значительная. Это индексация ЖКУ. Это летняя оздоровительная кампания. И, конечно же, для нас очень важна поддержка наших муниципалитетов, муниципальных округов — мы увеличиваем этот фонд на 5%. Это та бюджетная политика, которая сейчас сформирована правительством Забайкальского края, и мы, конечно же, ее будем поддерживать.
— Вы упомянули приобретение лекарств для льготников. В этом году есть проблемы, которые вылились в том числе в повышенное внимание прокуратуры и следственных органов. В будущем году эта проблема должна быть решена в том числе увеличением финансирования?
В конце октября 2024 года стало известно, что следователи возбудили уголовное дело о халатности из-за проблем с обеспечением жителей Забайкалья льготными лекарствами. Кроме того, в региональной прокуратуре провели коллегию по вопросам обеспечения льготников лекарствами. Там, в частности говорилось, что за 9 месяцев 2024 года прокуроры выявили более 700 нарушений закона.
— Финансирование увеличивается в три раза — до 1,5 миллиарда. Практически мы на 100% закрываем потребность.
— Насколько хорошо удаётся работать в округе, от которого вы избраны в Заксобрание?
— Результаты в работе есть, это может подтвердить население Нерчинского и Чернышевского района. В сентябре сдали даже раньше срока капитальный ремонт школы № 63 в Чернышевске. Мы вели этот проект, он был партийный, получилось очень красиво.
В Нерчинске достраивают новую школу. Когда мы туда приехали, увидели, что школа готова к сдаче на 90%. Срок сдачи — 30 декабря этого года. Сейчас школа отмывается, блестит.
Так, как сейчас работают депутаты этого созыва в муниципалитетах, на своих территориях, очень здорово. Мы практически два раза в месяц бываем в районах. И так построена работа, что мы не решаем текущие вопросы, которые должен решить глава. Мы работаем на опережение, подсказываем очень много, говорим, что нового, где нужно забежать вперед. И я вижу благодарность и жителей, и всей местной власти. У нас получается.
— В этом созыве заксобрания практически одни единороссы — 42 мандата из 50 у вас, но там же есть и другие партии. Как вы вообще сработались? У вас есть в комитете представители других партий?
— У меня в комитете все партии: ЛДПР, КПРФ и единороссы. Но в работе я забываю, что они члены других партий. Мы работаем не просто над законопроектами, а на правоприменение этих законов: как они будут реализовываться, какие сейчас есть проблемы. И очень помогает критика от КПРФ и от ЛДПР при принятии этих решений. Мы работаем все вместе, одной командой. Раньше всегда была азартная игра: сколько будет за, сколько против, как проголосуют коммунисты, как ЛДПР, будут ли они консолидироваться. Сейчас я бы не сказала, что есть какое-то разграничение. Есть проблема — она решается.