Поклоны в единоборствах — процедура чисто техническая. Соперники друг к другу могут не испытывать никакого пиетета и вообще сейчас начнут избивать друг друга локтями и коленями, но поклониться обязаны. Общественные слушания по бюджету Читы точно такая же процедура. Администрация рассчитывает казну с учетом двух основных факторов — доходов и своих первоочередных обязательств. На хотелки горожан между этими факторами остается весьма небольшой промежуток. Но и в него нельзя впихнуть что-то действительно нужное или очень масштабное.
Слушания по бюджету состоялись 27 ноября, самые интересные заявления мы приведем в форме инфографики и цитат.
Председатель комитета по финансам горадминистрации Татьяна Зеленская
Предполагаемые параметры бюджета: доходы — 14,2 миллиарда рублей; расходы — 13,8 миллиарда рублей. Бюджет сформирован с профицитом, но это не говорит о том, что всё необходимое финансирование предусмотрено. Профицит городским властям нужен, чтобы отдавать взятые ранее долги. На протяжении ряда лет администрация города была вынуждена привлекать кредиты, к настоящему времени сложился муниципальный долг в размере 1,6 миллиарда рублей. В 2025 году в соответствии с заключенными соглашениями наступает срок погашения кредитов. Источником гашения может быть либо профицит бюджета, либо коммерческий кредит.
Доходы бюджета увеличились на 1,3 миллиарда в связи с тем, что увеличилось выделение средств НДФЛ. Теперь бюджет края будет давать городу не 15, а 21%. Рост налоговых доходов в 2025 году ожидается на уровне 31% и составит 1,4 миллиарда. По неналоговым же доходам прослеживается снижение, составляющее 97 миллионов, или 15,9%. НДФЛ составляет 68,5% налоговых доходов Читы.
По разделу «Национальная экономика» запланированы расходы в объеме 1,1 миллиарда рублей. Наиболее важные расходы: это отлов и содержание собак — 160 миллионов, содержание дорог, их ремонт и реконструкция. Остановимся на капитальных вложениях. В адресной инвестпрограмме города на 2025 год запланировано 12 мероприятий на сумму 1,5 миллиарда с участием федерального бюджета. 1,1 миллиарда уйдет на строительство системы газоснабжения, 292 миллиона — на модернизацию системы уличного освещения. На коммунальное хозяйство запланированы расходы в сумме 1,2 миллиарда. В раздел также попадает строительство сетей газоснабжения, содержание площадей и скверов.
Глава Контрольно-счетной палаты Маргарита Казакова
Прогноз социально-экономического развития имеет и положительную динамику, и корректировку в сторону снижения отдельных показателей. По разделу уровня жизни населения также наблюдается повышение, так как в 2024 году повысилась зарплата бюджетников.
При этом анализ демографической ситуации не столь оптимистичен. Есть устойчивая тенденция к ежегодному снижению населения. Несмотря на принимаемые меры во всех уровнях власти, на период до 2027 года прогнозируется, что численность населения будет снижаться.
По разделу «Транспорт и связь» некоторые показатели снижены. Сократились планы на перевозку людей общественным транспортом — на 2025 год прогнозируется 42,4 миллиона пассажиров, что на 18,2 миллиона, или на 30%, меньше ранее запланированного. Аналогичная ситуация складывается по среднему количеству поездок на одного жителя. КСП отмечает, что это приведет к неудовлетворенности населения пассажироперевозками. Открытие троллейбусной линии до поселка КСК без решения проблемы с дефицитом водителей сохранит неудовлетворенность.
Планируется продолжить реализацию муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства. Основной целью этой программы является создание благоприятных условий для бизнеса. При этом мы ежегодно отмечаем, что финансирование программы, как и в предыдущие годы, запланировано в незначительном объеме, примерно 1,2 миллиона рублей. Поэтому ее реализация не окажет существенного влияния на экономическое развитие и на развитие предпринимательства.
Общественница Марина Савватеева
Расходы на ЖКХ, конечно, безумно малы. Сейчас я шла пешком от площади Декабристов, но это просто квест. Единственный кусочек очищенной плитки — около администрации.
Бюджет на эти вопросы не отвечает. Из строки «национальная экономия» исчезла строчка «транспорт». То есть люди по часу, по 40 минут стоят на остановках. Я хочу услышать ответ на вопрос: сколько будет куплено троллейбусов, автобусов, снегоуборочной техники? Или мы будем смешить людей и говорить, что вся техника задействована, целых шесть машин у нас чистят тысячу улиц.
Бюджет не отвечает на чаяния горожан, его структура вызывает возмущение. На третье место по финансированию у нас выскочила строчка «Общегосударственные расходы». Это содержание чиновников и обеспечение их работы. Но какой смысл в этом? Зачем нам содержать аппарат, который нас не перевозит, не чистит улицы, не заботится о чистом воздухе. Где ответ в бюджете, когда будут газифицированы дома? Что у нас будет с очистными сооружениями? Вот мы сходили на обсуждение проекта набережной. Конечно, очень красиво, мы потратили 10 миллионов рублей на картинки, на проектирование и еще потом 1,5 или 3 миллиарда потратим на реализацию. А кто будет находиться на этой набережной, если в районе улицы Ярославского нечем дышать?
Кажется, что администрация и Дума живут какой-то своей жизнью, в которой всё хорошо, есть деньги на праздники, на различные мероприятия, на командировки и так далее. А читинцы в своих реалиях. Поэтому я прошу, давайте этот проект бюджета отложим, возьмем какое-то время и составим реальный проект для жизни читинцев
Представитель ТСЖ Николай Лиханов, ранее он выходил на пикеты и голодовку с перерывом на обед к зданию правительства, выступал за отделение Забайкалья от России
В городе нет муниципального фонда капремонта. И Чита, и районы сосредоточены на Чайковского, 8 (Лиханов имеет в виду, что региональный фонд капремонта подчиняется правительству края. — Прим. ред.).
Я предлагаю уже давно, но ответов нет. Следующий вопрос — это энергетика. Каждый из нас ежемесячно записывает показания счетчика и платит деньги, а вот куда идут деньги — никто не знает. Посреднические компании в городе налоги не платят. Ни «Читаэнергосбыт», ни «Читаэнерго», которая переименовывается каждые три года — то АО, то ПАО, то «Россети». По моим предварительным подсчетам, около 10 миллиардов рублей можно вложить в бюджет города, создав муниципальную энергетическую компанию.
В олигархических феодальных условиях чиновник стал просто рабом, ничего не делает и не видит результата своих работ. Сейчас им начни задавать вопросы про их работу, и они поплывут. Поэтому нужно менять законодательство путем референдума. А то у нас закон стал способом наказания.
Жительница улицы Рахова Юлия Метелева
У нас улица, можно сказать, короткая, но населения много, много детей. Дети никогда не переставали болеть, и нам время от времени нужно ездить на анализы в поликлинику. Добираемся туда на двух маршрутках. Мы туда садимся с трудом. Можно же какой-то маршрут добавить специально от Рахова до детской поликлиники хотя бы по утрам и вечерам?
Еще бы нам знать график закрытия железнодорожных переездов. Ведь все поезда ходят по расписанию, и нам бы знать, когда переезд закрыт, чтобы там не стоять. Нам бы одно объявление кинули, а мы уже всё друг другу разошлем.
Замруководителя администрации Читы Андрей Гренишин
Общественный транспорт у нас в городе — это больная проблема. И в нашем муниципальном предприятии, и у частных перевозчиков имеется достаточно транспорта, но нет водителей. Мы не можем предоставить им такие зарплаты, как предоставляют горно-обогатительные компании. Можно решить вопрос увеличения зарплаты либо существенным увеличением тарифа, либо компенсациями выпадающих доходов из бюджета. То есть либо за счет горожан, либо за счет бюджета. Я сразу скажу, что сейчас какой-то отдельный маршрут мы просто не в силах открыть. Потому что у нас по другим районам есть места, где один-два автобуса ходят раз в сутки, и мы не можем наращивать эти маршруты из-за нехватки водителей.
Замруководителя администрации Читы Александр Зудилов
Я бы не сказал, что программа газификации на сегодняшний момент сорвана. Концессионное соглашение заключено по 2036 год. Произошел срыв сроков по строительству сетей газопровода и системы приема, хранения и регазификации (СПХР). На сегодняшний момент больше 60% сетей построено. В 2025 году планируется окончание работ. Все 12 993 домовладения будут газифицированы. В этом году планируется готовность к пуску газа 230 домов. Зимой не все захотят рисковать — вдруг что-то с газом случится. Но возможность их подключения обеспечена.