Город «К нам приходят не только за тем, чтобы что-то купить»: как работает художественный салон в Чите, которому 35 лет

«К нам приходят не только за тем, чтобы что-то купить»: как работает художественный салон в Чите, которому 35 лет

История из уст владельца

Это место продолжает удивлять как гостей города, так и местных жителей, которые приходят сюда даже просто поднять себе настроение

Источник:

Забайкальский художественный салон — это не просто магазин произведений искусства и различных сувениров, это еще и огромная выставка творческих изделий самых различных жанров. Это место притягивает всех, кто любит изящество и сам склонен к созданию красоты. Три с половиной десятка лет художественный салон своим существованием украшает Читу и поддерживает своей бизнес на высоком культурном уровне.

Редактор «Чита.Ру» поговорил с создателем и руководителем Забайкальского художественного салона Александром Леснянским в очередном выпуске проекта «Редколлегия». Далее приводится ее подробная расшифровка.

— Салону почти 35 лет. Насколько я помню, он работает с 1989 года. Давайте вспомним, как вы его открывали?

— Я был геологом, с детства хотел им стать. Стал. Учился заочно в аспирантуре, занимался наукой, проработал 10 лет, но затем случилась перестройка. Жизнь начала катастрофически меняться, и появились мысли заняться чем-то другим, более доходным. В то время я увлекался фотографией и обсуждал со своей, тоже очень творческой женой, рукодельницей, что мы могли бы попробовать превратить свои хобби в бизнес. Я буду фотографировать и продавать фото в рамочках. А она — вышивать и продавать свои изделия.

Художественные салоны в то время были по всей стране, в каждом областном городе, а в Чите не было. Будучи студентом, я практически ежедневно заходил в художественный салон в том городе, где учился. Вот у нас и появилась идея открыть в Чите такое же культурное заведение при МЖК. Руководство МЖК нас поддержало, и 18 декабря 1989 года салон открыли. А еще через какое-то время уже перебрались в центр Читы на центральную улицу Ленина. Сперва отремонтировали, оборудовали один небольшой зал. А позже расширились, размахнулись на весь первый этаж, став одним из самых больших магазинов подобного профиля в России.

— Говоря о концепции, которую вы обсуждали с женой в конце 1980-х. Вы сначала задумывались о продаже собственных произведений, потом уже решили стать центром притяжения для людей, которые занимаются рукоделием, но на этом не остановились. Какая концепция сейчас лежит в фундаменте Забайкальского художественного салона?

— Мы не разрабатывали бизнес-план, но быстро пришли к тому, что в магазине должно быть всё: от мелких сувениров до настоящих произведений искусства. Под ними подразумеваются работы в основном местных художников. У нас получилось сделать такое торгово-выставочное предприятие, где можно посмотреть все народные промыслы, которые существуют в России. У нас изделия со всех известных в России народных промыслов и художественных предприятий. Хохлома. Гжель, Палех, Федоскино, павловопосадские платки, дымковская игрушка, жостовские подносы, матрешки, лаковые миниатюры, береста, изделия уральских камнерезов….

Источник:

Есть и дешевые, и дорогие изделия, которые обычно идут только за границу. Но оказывается, спрос на такие товары и в Забайкалье есть.

При создании салона нам важно было не только получать прибыль. Мы всем говорили: неважно, если вы просто придете и ничего не станете у нас покупать. Если вы просто получите удовольствие, этого нам уже достаточно! И действительно, нередко наши продавцы слышат такое, например: «У меня такое плохое настроение было, после работы пришел, а по вашему салону прошлась, и стало на душе хорошо». Для нас это самая большая похвала.

— Перед нашим разговором я прошелся по залу и понял, что каждый оформлен в своей тематике. Я правильно понимаю?

— Да, мы даже название каждому залу дали. Условное. Например, в одном зале находится то, что касается, если можно так сказать, домашнего комфорта, — берестяная посуда, обереги, домовые, птицы счастья. Другой зал называется ярмарка, в таком стиле сделаны и витрины, как на ярмарочных площадях раньше торговали — свисточки, куклы, богородские игрушки.

Еще один зал — каменный, там изделия из бронзы, камня, холодное и сувенирное оружие, подарки для мужчин и женщин. Человек, если хоть раз бывал в магазине, уже знает, куда ему идти, не ломает голову, где что находится. Площадь у нас большая. Картины у нас примерно на одном уровне висят.

Источник:

— Во всех залах?

— Да, пойдемте посмотрим. Начнем с зала «Востока» — так отдел называется. Здесь всё, что касается талисманов, мистики, гадания, ритуальные вещицы разных народов мира: слоны, тибетские чаши, карты Таро, палочки для благовоний, чтобы злых духов изгонять.

— Такое разграничение залов было с открытия салона?

— Когда мы начинали на МЖК, никаких отделов не было. Мы так сделали здесь года с 2006-го.

— А кто всё это подбирает? Вы сами или обученные специалисты?

— Первое время я сам лично разъезжал по стране, по ярмаркам, выставкам и подбирал товары на свой вкус, советовался лишь с женой. Потом у меня появился компаньон. Уже позже у нас стали работать товароведы. Но и сейчас решение о закупе проходит через художественный совет в моем лице. Мы доверяем также и нашим продавцам, у них хороший вкус, советуемся с ними. Они нам подсказывают, какой товар интересует людей. Но ассортимент салона изначально формировался из того, что нравилось нам с женой.

— Следующий зал — это ярмарка, да?

— Да, начиная со средних веков, в России на ярморочных площадях торговали разными сувенирами, игрушками, платками. В этом отделе даже сами выставочные витрины выполнены в этом стиле.

— Это российское производство?

— Подавляющее большинство. У нас здесь продаются павловопосадские платки. Их изготавливает известная мануфактура, которая существует с 18-го века. Есть тульские самовары — их теперь электрическими делают, народная роспись — хохлома. И многое другое.

— Наверняка это пользуется большой популярностью у иностранцев, которые к нам в край приезжают.

— Да, гости из Китая берут подобные сувениры. Вот, кстати, изделия из бересты — народные промыслы из Томска. В отделе «Ярмарка» есть и одежда из льна и даже валенки в художественном исполнении.

— А вот картины покупают? Это ходовой товар?

— Покупают. Правда, если бы мы торговали одними лишь картинами, то вряд ли бы вывезли. Но это важнейший элемент и нашего ассортимента, и в целом нашего имиджа.

— Я обратил внимание на карту мира, в которую у вас воткнуты пины. В чем их суть?

— Булавки втыкают гости, которые приезжают в Читу со всего мира. Считается, что Чита — место, куда редко наведываются туристы. Но все-таки они есть. За годы работы накопилось много. Естественно, большинство приезжих регионов России, но есть гости и со всего мира. Я не могу даже ни одного места назвать, откуда бы люди не приезжали.

Источник:

— На входе у вас висят значки из СССР. Что это за идея?

— Где-то полгода назад на нас вышла компания, которая предложила привезти на продажу огромное количество этих значков. Даже представить не могу, где они их взяли, сколько хранились, но они явно настоящие. Вслед за значками появились открытки того времени.

— Следующий зал, по-моему, «Каменный».

— Он мой самый любимый как у геолога. Мы начинали с этого зала, когда открывали точку в центре, всё было здесь. Тут изделия из камня, бронзы, олова и т. д. Продаем мы и коллекционные минералы, из которых могут быть сделаны изделия. Кстати, многие люди интересуются камнями, в них скрыта какая-то мистика и особая красота.

Кроме того, каждому камню соответствует определенный знак зодиака, люди в это верят. В интернете есть тысячи описаний, что какие-то камни помогают от болезней, другие — для удачи, третьи — для любви и прочее.

В этих витринах у нас есть камни со всего мира — вот, например, знаменитые аметисты бразильского месторождения, уругвайского. Чароит — это наша визитная карточка. Помимо того, что мы продаем чужие изделия, мы делаем свои — у нас есть собственная камнерезная мастерская.

Источник:

— И вот мы добрались до зала с фотографиями.

— Идея, что я буду зарабатывать продажей своих художественный фоторабот, как-то не оправдалась вначале. В то время в основном была черно-белая фотография, и это плохо продавалось. Но уже в 90-е годы широко распространились новые цветные технологии, а в 1993 году я купил в Японии очень крутую фотокамеру, и у меня открылось второе дыхание. Я стал много путешествовать, снимать забайкальскую природу, и это было уже востребовано. Чтобы придать снимкам товарный вид, понадобились рамки. Сперва я их делал сам кустарным способом, потом у нас появились первые станки, а в итоге мы организовали целую багетную мастерскую, которая работает по сей день и пользуется большим спросом.

Источник:

— Это которая рамки делает?

— Да, у нас широко представлены образцы багета, из которого мы по запросу заказчика изготавливаем раму любого размера хоть для чего — для картины, постера, вышивки, фотографии…

— Пойдем в следующий отдел?

— Да, здесь у нас товары для тех, кто занимается разного рода рукоделием. Здесь материалы, краски, заготовки, инструменты для творчества. Плюс тут же принимаются заказы в нашей дизайнерской студии. Одним нужно старую фотографию отреставрировать и раскрасить, и распечатать, вторым нужно сделать коллаж, третьим — индивидуальный сувенир изготовить — футболку, кружку, тарелку и так далее. У нас очень большой выбор сувенирной продукции.

И еще у нас очень высокое качество печати. Пользуемся оригинальными красками и не переходим на аналоги.

Дизайнеры прекрасные — могут сделать из простой фотографии настоящий портрет, «переодеть» человека на фото, например в генеральский мундир или царские одежды.

— И мы дошли до посуды.

— Посуда у нас разная. Главная изюминка этого отдела — гжель. Тоже один из знаменитых русских промыслов. Без него мы не могли обойтись. Оказалось, что много людей интересуются этим стилем, приходят, радуются и даже удивляются, что у нас такой большой выбор.

— Вижу, что есть гжель с читинскими мотивами.

— Да, это мы делаем по специальному заказу, по нашим эскизам. Есть гжель бело-голубая, с золотой росписью — очень изящная, — есть варианты темной росписи.

Есть, кстати, посуда с узбекскими мотивами, куда можно положить горкой плов и очень эффектно подать его к столу. Тарелки авторские, одна не повторяет другую.

— Вы удовольствие от работы с художественным салоном сейчас получаете такое же, как 35 лет назад? Не пропал задор?

— Мы живем за городом, но даже в выходные дни я не могу не приехать в город, не зайти в салон, не узнать, всё ли в порядке. Да и просто мне нравится пройтись по отделам, поздороваться с сотрудниками, побывать хоть недолго в любимой атмосфере.

— Александр Абрамович, спасибо за вашу работу на протяжении 35 лет, за целую жизнь, которую вы подарили региону. Спасибо за Забайкальский художественный салон, который становится только лучше. У маркетплейсов нет шансов вас покорить. Тут собраны такие товары, абсолютно уникальные, которых не найти в интернете. Очень красивые и подобранные с душой.

Реклама. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ САЛОН", ИНН 7532000452

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
Золотой унитаз Louis Vuitton нашли в Приморье. В Чите — «отца года». Кто из «Динамо» ответил на смерть Яниса Тиммы
Команда проекта «Редколлегия»
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
Грустный оливье, и даже без рябчика. Готовим и сокрушаемся над ценами в Чите
Любовь Никитина
Автор мнения
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления