![«Ожидания очень большие». Проектировщики набережной в Чите — о готовой концепции и горожанах Набережная Читинки ждет своего обновления | Источник: Олег Фёдоров / CHITA.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/2c/6d/53/2c6d53b23f2ecdd535b18127f7947e12/656x438_1:5513_8272d3cb7ed810c43b770621fe90bd4d@2000x1335_0xd1EVHedH_2662095912182893656.jpg.webp)
Набережная Читинки ждет своего обновления
Готовый проект набережной реки Читы презентуют в конце 2025 года. Тогда мы и увидим, какие задачи и вызовы будут стоять перед будущим подрядчиком, который решится взяться за дело. При этом концепция набережной уже почти готова. Сооснователь архитектурного бюро Core Иван Коренков и ведущий архитектор Виктория Герасимова рассказали, что еще предстоит сделать и как жители Читы уже помогли в работе.
Контракт на создание проекта выиграла московская компания «Неон». Проектировщики почти сразу поделились планами и видением будущей набережной. Потом прошло несколько встреч с жителями, где они могли высказаться и услышать ответы. Вот текст со второй встречи, тут — с третьей.
Встречи и пожелания горожан
— Давайте подведем итоги трех встреч, прошедших с жителями. Обсуждение показало, что они не так много хотят и ждут. Как вы к этому отнеслись? И какие выводы сделали для проекта?
Иван. До встреч у нас были предпроектные исследования и социологические опросы на самой набережной: когда встречали людей на обходах, старались узнать, как они используют набережную. Плюс у нас было довольно много встреч с чиновниками. Они тоже рассказывали про свои пожелания и планы. Поэтому к встрече с жителями мы были подготовлены и более-менее погружены в контекст — понимали, что ожидания от благоустройства этой территории очень большие, так как реализованных крупных проектов по благоустройству в городе как таковых нет. Есть Театральная площадь, но, насколько знаем от жителей, отзывы по ней спорные. Так что мы понимали, что есть большая доля скепсиса у жителей. На встречах был элемент общего накопившегося недовольства, которое, наверное, не относится напрямую к набережной. При этом мы слышали много конструктива в том числе.
Со своей стороны мы максимум сил прикладываем к тому, чтобы этот проект был реализуем и реалистичен. Как раз встречи с жителями и местными властями помогают проект приземлить, не просто нарисовать красивые картинки, а сделать проект, который можно построить. При этом строительство будет небыстрым, так как это огромная территория. Как минимум она будет разбита на несколько этапов, это не сделают за год.
— Как вам кажется, удалось хоть немного убедить жителей и снизить градус скепсиса по отношению к проекту?
Иван. Эти встречи отчасти на это и были направлены. Конечно, первоочередной целью было вовлечение жителей в проект, желание посмотреть на территорию их глазами. Очень много ценного услышали. По поводу снижения градуса скепсиса — думаю, получилось. Было много слов поддержки от жителей. Нам на почту и в Telegram-канал приходят заявки на участие в проекте от инициативных групп. Например, к нам обратилась Федерация экстремального спорта Забайкалья. Они помогли понять, чего не хватает с точки зрения экстрима — мы эту функцию закладывали изначально, но после включения ребят в проект смогли ее интегрировать эффективно.
— С жителями еще будут встречи?
Иван. Основные встречи с жителями по концепции завершены. Дальше будем встречаться по точечным вопросам.
— Можно назвать самые болезненные темы, которые хорошо бы было с жителями обсудить?
Иван. Пока все основные вопросы сняты. Болезненные темы поднимались на первых встречах. Сейчас у нас в Telegram-канале обсуждаются пожелания от жителей дома по улице Малой. Инициативная группа жителей попросила включить территорию около их дома в проект и сделать там спортплощадку. Здорово, что люди кооперируются и проявляют инициативу. Наша ближайшая встреча будет с жителями этого дома.
Проблема только в том, что по этой улице проходят инженерные сети, которые накладывают ограничения не только на то, чтобы сделать спортплощадку, но и вообще иногда на пребывание людей. Если где-то проходит теплосеть, над ней находиться нельзя, потому что это небезопасно. Но мы постараемся совместить пожелания жителей и возможности участка.
«Если реализовать только часть проекта, эффекта не будет»
— С какими экспертами в Чите вы уже встретились по проекту?
Иван. Во время предпроектной подготовки мы встречались с общественниками — теми, кто раньше и сейчас занимается развитием города. Поговорили с бизнесом, с бывшими и настоящими чиновниками, с краеведами, со специалистами по экологии и ландшафту. В целом постарались охватить всех местных экспертов, которые известны в городе.
— Насколько сильно это повлияло на ваше видение проекта?
Иван. Безусловно, повлияло. Эксперты подсказали исторические привязки, бизнес рассказал, в каких зонах нашей длинной набережной целесообразно разместить коммерцию. Потому что мы понимаем, насколько важно не просто создать коммерческие пространства, а сделать так, чтобы они работали. Видели много примеров благоустройства в России, когда делались излишние торговые площади в не самых проходимых местах. Они со временем увядали, потому что каждые полгода менялся арендатор. Это, конечно, безумие, так окупиться невозможно. Поэтому мы с самого начала прорабатываем вопрос с бизнесом, чтобы создать для них комфортные площади. Их цель — заработать, а наша цель — чтобы пространство жило.
— По поводу озеленения были встречи?
Иван. Да, конечно. На встречах было очень много откликов от жителей, волнений по поводу того, будет ли озеленение в проекте, приживется ли оно, насколько мы привяжем растения к климатической зоне. Эти опасения можно понять, так как мы московская проектная организация, а проект делаем в Чите. Но мы с самого начала привлекали местных специалистов по ландшафту и озеленению, в том числе ботанический сад. На третью встречу мы уже пришли с ассортиментом озеленения, который был предварительно согласован всеми местными экспертами с оговоркой, что максимальная приживаемость растений гарантирована при должном уходе. Важно не только заложить в проект растения, которые принадлежат к климатической зоне, но и понимать, что их смогут найти в питомниках и ухаживать за ними.
— Администрация готова будет ухаживать за ними?
Иван. Мы формируем рекомендации по уходу не только за озеленением, но за всем благоустройством. Например, если расшаталась скамейка, напишем, что с ней делать, как затянуть болты. Или как подкрасить дерево, чтобы его не красили ярко-зеленой масляной краской, как раньше любили в России везде делать. Понимаем, что эксплуатация — это сложное мероприятие, особенно когда опыта большого нет. Но это ничего, все города проходят этот путь, нужно просто следить за этим и делать всё по инструкции, модернизировать ее под нужды.
Виктория. У нас будет заложен павильон администрации с хозяйственным двором, где будут храниться все расходные материалы, например техника по уборке набережной, метлы, лопаты.
— Павильон тоже обговаривался и согласовывался с администрацией города?
Виктория. Да, мы обговаривали то, что это будет закладываться.
Иван. Он будет и в рекомендациях по эксплуатации. Если мы делаем гравийные дорожки, где-то должна быть куча, из которой потом будут подсыпать недостающий гравий.
— То есть не может быть такого, что проект будет сделан, а администрация скажет, что у них нет ставки и денег на сотрудника?
Иван. Вместе с проектом передается также рекомендация по штатному расписанию для обслуживания парка. Будет на руках полностью готовый рецепт, как обслужить этот парк. Безусловно, дальше дело за администрацией, готова ли она на это пойти. Но разумно предположить, что, если реализовать только часть проекта, эффекта не будет. А если реализовать проект без эксплуатирующей организации, то он проживет недолго. Мы прорабатываем с администрацией вопросы на всех этапах, они готовы пойти на организацию обслуживания этого парка — вплоть до создания какого-то департамента, который будет этим заниматься.
Концепция готова
— Есть ли у набережной природоохранная зона, которая помешает чему-то?
Иван. Приступая к проекту, мы запросили такие данные в Минприроды. Существуют разные ограничения, но у набережной их нет. Соответственно, у нас нет ограничения по высадке зеленых насаждений.
— Ограничения в большей степени разные коммуникации накладывают?
Иван. Да, коммуникаций, конечно, много: близость детской железной дороги, часть территории проходит под железнодорожным мостом, у нас есть парк, который входит в привокзальную зону. В проекте ограничений хватает, но мы с этим успешно работаем.
— Такое количество ограничений стандартное для набережной?
Иван. Да. Всегда много ограничений. Города исторически строились вдоль берега, поэтому к ней примыкают режимные объекты, сети. Это рабочие моменты.
— Забирали ли вы в проект какие-то предложения от читинцев?
Виктория. Со второй встречи мы вынесли много комментариев и проблем от жителей. И мы их проработали как раз на третьей встрече. Одна из проблем касалась подтопляемости Читинки, того, что она разливается в момент паводков. Мы это учитываем, у нас есть три сценария использования территории. Стандартный сценарий — когда река в мелководье и не разливается. Тогда мы можем использовать территорию отмели и на берегоукреплении. Например, у нас есть небольшие амфитеатры на лестницах. Есть сценарий полноводья, когда река наполняется наполовину — территорию всё равно можно использовать, часть лестницы не под водой. И третий сценарий, когда река разлилась. Тогда всё равно возможно выйти на набережную и пройтись по незатопляемой части. Все большие функциональные зоны располагаются на неподтопляемой территории.
Также жители говорили про сезонность и холодные зимы в Чите. Мы учли в проекте и зимние сценарии, и осенне-весенние. У нас есть павильоны, которые располагаются на одинаковом удалении друг от друга и тяготеют к большим жилым застройкам. Чтобы люди зимой не проходили всю набережную, а только место рядом с домом. Там будут кафе и пункты проката. Также мы рассматриваем зимние развлечения — тюбинг, зимние городки.
— На каком этапе сейчас сам проект?
Иван. Сейчас завершается проектирование концепции и начата разработка рабочего проекта. В него входит как проект сетей, так и проект для строительства. Например, раскладка плит мощения, необходимая послойная раскладка дорожек для того, чтобы понимать, как эти покрытия корректно сделать, проекты всех архитектурных малых форм. Согласование со всеми ресурсоснабжающими организациями.
— То есть концепция готова и сейчас уже узкие вопросы прорабатываются?
Иван. В целом да. Глобальная концепция позиционирования объекта действительно готова. Сейчас прорабатывают уже детали и аспекты, и параллельно ведется рабочее проектирование.
Девять скверов
Виктория. Как мы говорили ранее, на набережной будет девять зон — скверов (подробно они описаны в этом тексте. — Прим. ред.). Например, набережная Дмитрия Завалишина. Там будет исторический маршрут про декабристов.
![исторический маршрут на набережной Дмитрия Завалишина | Источник: презентация Core](https://n1s1.hsmedia.ru/6e/5d/3b/6e5d3b702ba6c33bdf83263169e7f5ea/656x464_1_ae7450489cd3192e0ed26beab8e7811f@984x696_0xHn356VL4_6923441645343041263.png.webp)
исторический маршрут на набережной Дмитрия Завалишина
![На стендах будет информация об этапах каторги | Источник: презентация Core](https://n1s1.hsmedia.ru/cf/5a/59/cf5a59b1f1fbf9b6e7a6d64c6c9ef60a/352x248_1_bc50300de584de774491132f0eea32cc@984x693_0xbgWiFNeM_0296786132316034150.png.webp)
На стендах будет информация об этапах каторги
![Также расскажут и о женах декабристов | Источник: презентация Core](https://n1s1.hsmedia.ru/9e/bc/7d/9ebc7d260ba76cd8871dede7f819dc23/352x250_1_de1ee0797215a0b711e3130ebb776a2b@980x695_0xWv3Q4FDU_7665397211455937913.png.webp)
Также расскажут и о женах декабристов
Иван. Мы также сделали в проекте парк возле вокзала — он будет на противоположной стороне от железной дороги. Это будет площадь для ожидания поездов, сейчас прорабатываем с РЖД возможность вынести туда еще табло с расписанием. Там у нас появился павильон, где можно перекусить, выпить чай, кофе. В парке детские и спортивные площадки.
![Площадь ожидания поезда и кафе в парке «Зеленая пойма» | Источник: презентация Core](https://n1s1.hsmedia.ru/fb/23/01/fb2301c182bc5bd0b96789daa32ac76c/656x395_1_05ae730cc60b3470af1377fa6d32fb6b@4000x2407_0xnRztyoSH_9761562650093465333.jpg.webp)
Площадь ожидания поезда и кафе в парке «Зеленая пойма»
![Сквер около вокзала будет называться «Зеленая пойма» | Источник: презентация Core](https://n1s1.hsmedia.ru/6b/e9/3c/6be93ce3b0c51221842eb43d64873e32/656x466_1_ad4203a1560f401069fc903da9a8977f@982x697_0xi5ToOa0i_6244702093626338373.png.webp)
Сквер около вокзала будет называться «Зеленая пойма»
Виктория. Будут две огражденные зоны для выгула собак. А также маршрут для собачников, который мы построили вместе с жителями — они рассказали, какие зоны будут удобны для выгула. При этом во всех скверах и на набережной можно будет гулять с собаками на поводке, будут специальные таблички.
![В сквере «Медное ущелье» будет скейт-площадка | Источник: презентация Core](https://n1s1.hsmedia.ru/6e/af/25/6eaf25564e6c14f712123e9d6f99cbce/352x198_1_f76971f7e1c6e54fe77d428de982aa24@991x557_0xTXwEpjbL_6901963507639504839.jpg.webp)
В сквере «Медное ущелье» будет скейт-площадка
![Кафе с детской площадкой на набережной около улицы Генерала Белика | Источник: презентация Core](https://n1s1.hsmedia.ru/5a/7c/44/5a7c442e90484e3fcf08edc3f18aa93b/352x198_1_43a561a15be976905741827e3cc0e631@4000x2250_0xy5dyOK4B_3042701230114424401.jpg.webp)
Кафе с детской площадкой на набережной около улицы Генерала Белика
Вопрос авторского надзора
Иван. Главное, что мы включили в работу инициативных жителей. Например, один читинец рассказал, что делает каждый год горку, и просил не убирать эту возможность. Мы вместе проработали, где получится эту горку сооружать, чтобы это было безопасно. Есть зона с естественным холмом, где она не будет никому мешать.
— После того как вы сдаете проект, отслеживаете процесс или конечный результат?
Иван. Это вопрос дальнейших действий договоров, пока что у нас авторского надзора нет в контракте. В любом случае мы никогда проекты не бросаем. Если к нам будут вопросы, мы всё равно будем на них отвечать и стараться помогать всем, чем сможем. А если с нами будет заключен авторский надзор, мы сможем контролировать реализацию на всех этапах.
Проектировщики создали Telegram-канал, посвященный преображению набережной. Актуальную информацию о проекте можно отслеживать там.