«Эти станции стоят на вьючной тропе и известны под названием „семь смертных грехов“.
— Какое странное название! — задумчиво проговорил Холмс.
— Да, — кивнул головой Киселев (местный купец. — Прим. авт.). — Темная история облекает в тайну эти станции. Говорят, что станции эти содержат семь братьев, занимавшихся исключительно разбоем, в то время, когда благодаря пароходному движению станции остаются без работы.
— Красивая легенда! — произнес Холмс.
— Не легенда, а правда! — вмешался в разговор сидевший молча мрачный исправник».
На этот фрагмент наткнулся, когда читал летом прошлого года подаренную мне нашей невесткой Александрой книгу, изданную в 2015 году в ее родном и любимом Петербурге. Называлась она «Страшные тайны: Антология русского криминального рассказа конца XIX — начала XX века».
Там и был напечатан рассказ, фрагмент из которого меня сразу же заставил читать рассказ «Охотники на живых людей» внимательнее. Дело в том, что информацию о забайкальских «семи смертных грехах» собираю уже много лет.

Река Шилка

Она же сейчас
От Горбицы до слияния Шилки с Аргунью
Первым автором, у которого нашлась искомая информация, был выдающийся русский путешественник XIX века Николай Пржевальский.

Николай Пржевальский
Его самым первым путешествием стала поездка на Дальний Восток, где ему предстояло некоторое время служить. Ей и была посвящена его работа «Путешествие в Уссурийском крае», которое он совершил в 1867–1869 годах. Николай Михайлович писал о том, что от казачьей станицы Горбицы до слияния с Аргунью, где начинается уже Амур, Шилка тянется на протяжении 200 верст (это более 200 километров).
— Для поддержания почтового сообщения, — писал Пржевальский, — здесь расположено только семь одиноких почтовых домиков, известных по всему Амуру под метким именем «семь смертных грехов».
Не обошел их вниманием и другой путешественник, также служивший в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Будущий идеолог анархизма, князь Петр Кропоткин в эмиграции написал «Записки революционера», в которых вспомнил о своей поездке по тем местам: «В Восточной Сибири зовут последние семь перегонов по Шилке (около 180 верст) „семью смертными грехами“».

Петр Кропоткин
Писал о них и участник Русско-японской войны, генерал-майор Генерального штаба, военный востоковед Михаил Грулев, издавший свои воспоминания по горячим следам той войны.

Михаил Грулев
Он констатировал, что от поселка Покровского до станицы Черняевской на протяжении 430 верст, что уже приближается к 460 километрам, «нет почти никаких населенных пунктов». По словам Михаила Владимировича, «вся населенность Приамурья на этом участке ограничивается лишь семью почтовыми станциями, известными под названием „семи смертных грехов“, потому что в былое время — да и теперь, пожалуй, — проезжающим, застигнутым здесь мелководьем Амура или распутицей, угрожала часто голодная смерть при отсутствии собственных продовольственных запасов».
Он же привел и пару баек или мифов из истории этих станций. Так, по его словам, однажды «сам приамурский генерал-губернатор, покойный барон А. Н. Корф, застигнутый на этом участке мелководьем Амура, вынужден был высадиться на пустынный берег, где очутился в критическом положении».
Вспомнил мемуарист и о более страшной истории: «Предание гласит, что в 60-х годах истекшего столетия застигнутые осенней распутицей нижние чины Николаевской местной команды, возвращавшиеся в Нерчинск, под давлением голода съели сопровождавшего их юнкера».
Два знаменитых путешественника
Долгое время не удавалось узнать, как же назывались те семь почтовых станций. Повезло, когда, работая в управлении Забайкальской железной дороги, побывал в командировке в Благовещенске, где приобрел изданный там в 2008 году двухтомник «Амурские казаки». Во 2-м томе были опубликованы «Путевые заметки (дневник) от Благовещенска до Петербурга изо дня в день с 7 ноября 1889 г. по 19 мая 1890 г. во время переезда верхом на Сером». Их написал и издал еще в XIX веке сотник Амурского казачьего войска Дмитрий Пешков, совершивший беспримерный 193-дневный конный пробег на своем строевом коне Сером.

Дмитрий Пешков
Тогда это был настолько удивительный случай, что император Александр III лично вручил ему орден Святой Анны 3-й степени, побеседовал с ним и осмотрел его коня. Так что Дмитрий Пешков тогда стал известен всей России.
С 23 по 26 ноября 1889 года Дмитрий Николаевич проехал знаменитый тогда участок c востока на запад, поминая все семь почтовых станций.
— От Утесной до Горбицы идут последовательно семь почтовых станций, названных «семь смертных грехов», — записал он в дневнике, — вследствие того, что многие проезжающие, застряв на какой-либо из этих станций, обречены сидеть по нескольку суток без провизии и малейшего признака какого бы то ни было комфорта.
Далее после Утесной он перечислил все остальные станции: Поворотная, Караган, Аникино, Часовая, Соболевая и Воскресенская. 26 ноября, добравшись до Горбицы, он с удовлетворением записал: «Сегодня, слава Богу, миновал „семь смертных грехов“».
В 1891 году по этим местам также с востока на запад проехал совершавший свое знаменитое путешествие цесаревич, наследник престола Николай Александрович Романов, будущий император Николай II, об известности которого и говорить не стоит.

Цесаревич Николай
Описывавший путешествие, которое он совершил вместе с цесаревичем, князь Эспер Ухтомский предельно кратко помянул, что они на пароходе «Вестник» 11 июня последовательно прошли «станции грехов». Сам цесаревич, который всю свою жизнь ежедневно вел дневник, был точнее. 10 июня он записал, что они из Амура вошли в Шилку.
— Нижнюю часть Шилки, — записал Николай Александрович, — называют «семью смертными грехами» по числу зимних почтовых станций на ее берегу.
Район «семи грехов» они покинули на следующий день.
Петр Орловец и его рассказы
А теперь вновь вернемся к рассказам о Шерлоке Холмсе и его друге. Написал их не знаменитый британский писатель Артур Конан Дойль, а русский беллетрист, в наше время почти забытый (почти, потому что его книги в XXI веке в России вновь начали издавать), Петр Орловец (точнее Петр Петрович Дудоров, взявший себя броский псевдоним).

Петр Орловец
Это был плодовитый автор, у которого было 153 (!) прижизненных издания. Он-то и написал целую серию рассказов о приключениях двух популярных тогда в России детективов из Британии. Отправил он их в Сибирь, в том числе и в наше Забайкалье.
Во время Русско-японской войны 1904–1905 годов Петр Орловец в качестве корреспондента ежедневной газеты «Русь» побывал на фронте в Маньчжурии. В боях под Ляояном журналист получил тяжелую контузию и некоторое время пробыл в госпитале. Вероятно, тогда он и услышал о забайкальских «семи смертных грехах», что запали в его память.
В первом рассказе Шерлок Холмс, доктор Ватсон и присоединившийся к ним пристав Иван Николаевич Курабко отправились на охоту за разбойниками, владельцами семи почтовых станций. Пристав рассказал им, что эти бандиты весной охотятся в тайге на контрабандистов с пантами, а осенью на тех, кто незаконно и хищнически добывает в тайге золото. И тех и других они не просто грабили, а жестоко убивали.
Стояла осень, приисковые работы подошли к концу. И троица привлекла к схватке с бандитами тех самых хищников.
Сообща они заманили бандитов с «семи смертных грехов» в ловушку и всех перебили. Сбежал только их главарь — беглый каторжник по кличке Муха.
«Вскоре станции были реставрированы и сданы другим лицам, разбои в этой местности почти затихли, — заканчивается этот рассказ. — Пристав Курабко получил повышение по службе, а имя Шерлока Холмса прогремело по Сибири, как никогда не гремело до той поры».
В рассказе «Сокровища тайги» Орловец вновь возвращает двух детективов в Забайкалье:
— Когда едешь по Амуру вверх, то видны почтовые станции, стоящие вдоль вьючной дороги. Так вот, семь из этих станций так и называются до сих пор «семь смертных грехов». Стоят они рядом, отстоя одна от другой верст на десять-пятнадцать, смотря по трудности дороги.

В этот раз они смогли выследить и ликвидировать разбойника Муху. Серия про похождения Шерлока Холмса у Петра Орловца завершилась в 1909 году. Осенью того года газеты сообщили, что суд утвердил арест, наложенный Комитетом по печати на книгу Орловца. Долгое время было неизвестно, что именно так возмутило цензоров, но в сентябре 1911 года «Русское слово» написало, что определением московского окружного суда книга «Воскресший Каин. Похождения Шерлока Холмса против Золотой Ручки» была «признана подлежащей уничтожению».
Известно, что и после Октябрьской революции Орловец продолжал сотрудничать в ряде газет и журналов, в 1920-х годах публиковался в юмористических журналах. Последние его публикации, судя по всему, появились в «Журнале для всех» в 1929 году. Дальнейшая его судьба пока неизвестна.
Думаю, что этот автор начала XX века преподнес хороший урок всем, кто сегодня работает пером в Забайкалье, о том, как можно увлекательно писать о нашем замечательном и во многом таком загадочном крае.

