

Не все дают чаевые
Традиция давать чаевые в заведениях общепита не всем кажется правильной. Почему таким образом благодарить официантов и курьеров не стоит, размышляет колумнистка Любовь Никитина. Далее — от первого лица.
Можете закидать меня буузами, но я не оставляю чаевые в ресторанах и кофейнях, а курьерам не даю больше той суммы, что указана в чеке.
В приложении доставки еды три пиццы по 35 сантиметров стоят 1875 рублей.
— Оплата наличными или переводом? — задает обычный вопрос администратор.
— Наличными. Нужна сдача с двух тысяч.
Казалось бы, со 125 рублей, которые дополнительно получит курьер, я не обеднею, а ему приятный бонус к зарплате. Возможно, человек копит на поездку к морю или у него ипотека. Как говорится, с миру по нитке и курьер уже на 125 рублей ближе к мечте.
Но, если посмотреть с другой стороны, курьер знал зарплату, устраиваясь на работу, знал, что в городе случаются пробки, гололед и нет ливневки. Вот никогда не поверю, что доставка бесплатная. Доставка уже вошла в стоимость этих трех пицц.
Мы же не оставляем чаевые бухгалтерам, гардеробщицам, кондукторам в троллейбусе. Представьте, если бы оставляли — с сотни, например. Из личного кошелька утекала бы кругленькая сумма, а большинство не настолько богаты, чтобы так часто открывать этот кошелек.
В кафе я не похожа на чопорную барыню. Не гоняю официанта по меню с вопросами: из какой части говядины люля-кебаб и почему греческий салат назвали греческим. Не прошу подогреть теплые роллы, потому что они холодные. Не обсуждаю цены, начиная разговор с того, что раньше попки муравьев были кислее. После просмотра меню я терпеливо жду заказанное блюдо, оплачиваю чек. И также смиренно жду сдачу.
«Сдачи не надо». Слышали такое в ресторане? Я слышала. В ресторане приветливые официанты и не хромает культура обслуживания. Видимо, поэтому здесь принято оставлять бонус.
А какими должны быть официанты? Закатывать глаза, когда мы заходим в заведение? Или убивать таракана потрепанным меню?
— Присаживайтесь. Только крошки с дивана смахните. У шеф-повара плохое настроение, поэтому стейк он отбил об пол, — так отвечать гостю, который не готов платить чаевые.
Однажды передо мной в аптеке стояла женщина и подбирала лекарства.
— Ой, какие дорогие. А подешевле?
Провизор назвала замену.
— Еще от отечности подскажите.
Женщине посоветовали диуретики, продукты, которые нежелательны при гипертонии. Посоветовали сдать анализы на глюкозу и креатинин.
И ведь у покупателя даже мысли не возникло оставить вознаграждение продавцу в аптеке.
И, говоря откровенно, мы не особо разбираемся, кому и за что оставляем эти самые чаевые. Представьте, что на вашем столе стейк, щедро политый брусничным соусом. Чаевые даете официанту. А кто прислушался к пожеланию о степени прожарки мяса до medium well? Кто сварил соус и украсил блюдо можжевеловой веточкой?
Или вот еще. Рядом с вашим столиком расположилась семейная пара с трехлеткой. Ребенок шумно бегает вокруг столов, а в туалете закончились бумажные полотенца. Вы раздражены, что не отдохнули и вытерли руки об себя, значит чаевых не будет. Но официант же в этом случае не виноват.
Считаю чаевые лишней тратой. Вроде как каждый договорился на берегу: официант или курьер с работодателем, я соглашаюсь с цифрами в меню или в приложении. Это не про правильный тон, где 10% от суммы положено оставить сверху. Это право посетителей, которым я не пользуюсь.
А вы даете чаевые?