
По мастер-плану город ждет развитие в ближайшие несколько лет
Читинцы до сих пор не уверены в том, что мастер-план реально существует и по нему что-то планируют делать, хотя некоторые проекты уже на начальной стадии реализации, как минимум разрабатывается проектная документация набережной и межвузовского кампуса. Всё будет меняться пять лет. Чтобы узнать, как это отразится на горожанах, нужен ли Чите небоскреб и почему мастер-плану суждено случиться, мы поговорили со старшим научным сотрудником Института региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве РФ Андреем Жуковским, который специализируется на социально-экономическом и пространственном развитии, урбанистике и мастер-планах в городах ДФО, а также инноватике в сфере авиастроения и экономики транспорта.
— Как вы думаете, зачем появились мастер-планы в России? Какие задачи этим власти хотят решить?
— На мой взгляд, мастер-планы в условиях современных пространственных характеристик России являются очень хорошим, качественным инструментом планирования ближайшего развития территории и повышения ее конкурентоспособности в глазах жителей и бизнес-структур в целом.
Здесь следует четко понять, что у нас до сих пор по всей стране и особенно на Дальнем Востоке наблюдается немало проблемных территорий, где изначально не был предусмотрен модернизационный потенциал или какая-либо трансформация существующей инфраструктуры в городах. Отсюда во многом и пробки даже в городах с населением от 200 тысяч человек. Имеется также очень много дискуссий в обществе на тему сноса тех или иных строений, переноса тех или иных объектов, где собственниками выступают и частные структуры, и разные государственные структуры от муниципальных органов, к примеру, до Министерства обороны.

С течением времени любая инфраструктура приходит в упадок, это совершенно естественный процесс.
Инфраструктуру нужно не просто поддерживать, а развивать на перспективу, брендировать территорию города, создавать свой уникальный дизайн-код с учетом новых вызовов времени и конкурентоспособности территорий в сравнении с другими городами, которые стремятся трансформироваться в современный и порой даже умный город путем концепции smart-city.
Современная молодежь в городах и в целом львиная доля проживающего населения сегодня хотят жить в комфортных условиях города и его агломерации. Для этого нужны продуманные общественные пространства, где, к примеру, предусмотрена возможность дистанционной работы с использованием интернета и гаджетов. Отдельно я бы подсветил возможность комфортного передвижения по городу пешком по тротуарам в любое время года, а также на общественном транспорте и средствах индивидуальной мобильности, где подразумевается так называемая «последняя миля» (этап доставки товаров, путь из распределительного центра до двери покупателя. — Прим. ред.).
Именно всё вышеперечисленное можно грамотно, адекватно распланировать в условиях уникальных параметров города, отталкиваясь от мнения местных жителей, архитекторов и экспертов-урбанистов. Особенно я бы подчеркнул сценарные прогнозы и компьютерное моделирование транспортных потоков и передвижения людей после планируемых изменений, сейчас при наличии современных технологий это уже становится доступным способом оценки планируемых изменений, которые подразумевает тот или иной мастер-план.
— Есть ли какие-либо концептуальные различия в мастер-планах городов ДФО?
— Во-первых, геология, природный ландшафт. Сложно поставить на одну линию Петропавловск-Камчатский, Якутск и Улан-Удэ. Это совершенно разные города, особенно Петропавловск-Камчатский. Во-вторых, это население города плюс агломерация. Всё это накладывается на существующую, пусть даже изношенную инфраструктуру. И уже после анализа представленной информации принимаются решения, как именно должен выглядеть мастер-план того или иного города на Дальнем Востоке, я бы еще особняком поставил общественное мнение и сохранение исторического наследия города.

Нельзя не учитывать как мнение жителей, так и наше историческое, культурное наследие в городах. Многие театры, памятники, церкви, пешеходные улицы необходимо сохранить в первозданном виде и оставить их в таком состоянии будущим поколениям.
Этот фактор я считаю очень важным при разработке мастер-плана в любом городе страны.
— Вернемся к Чите. Мастер-план предусматривает развитие инфраструктуры, строительство кампуса, благоустройство набережной, обустройство исторического квартала и прочее. Есть ощущение, что Читу планируют улучшить, но при этом горожане морально не готовы к этому. Удастся ли реализовать что-то, если жители не готовы к переменам?
— Ни для кого не секрет, что у каждого поколения свои ценности, и это скорее нормально, так как меняются технологические уклады в обществе, развиваются технологии. Полагаю, здесь нужно искать золотую середину, когда старшее поколение проецирует на молодое поколение историческое наследие, которое молодежь будет стремиться ценить и сохранять дальше в первозданном виде.
Про моральную готовность или неготовность — сложно судить, нужно жить в Чите или любом другом городе хотя бы лет 5, чтобы ответить более точно на этот вопрос. Мне кажется, это дело привычки, особенно если путем диалога обществу доказать основные преимущества планируемых изменений в облике города.
Например, для тех же пенсионеров очень важна безбарьерная безопасная среда в городе, комфортные общественные пространства, ровные тротуары, у нас при текущих реалиях таких элементарных вещей попросту нет в ряде городов, и это, безусловно, нужно менять, думаю, пожилые люди за такие изменения будут только благодарны администрации города.
Но еще раз повторюсь: важен диалог между органами власти, населением и бизнес-структурами, любые изменения должны проходить через диалог и всестороннее обсуждение с местными жителями.
— Изменит ли пространственное развитие Читы и благоустройство мышление читинцев и отношение к городу?
— Полагаю, что да. Здесь самое главное — диалог органов власти с населением и постоянный мониторинг достигнутых результатов и ближайших планов. Можно взять пример со многих застройщиков, которые ведут онлайн-трансляцию со строительства жилых домов, и любой желающий может зайти и посмотреть, что уже конкретно сделано, сюда же можно добавить регулярные отчеты и описание того, что достигнуто. Мне кажется, это в корне меняет подход к доверию со стороны населения.
Посудите сами, более продуманная система общественного городского и междугороднего транспорта внутри Читинской агломерации, а также креативно разработанные и уже построенные общественные пространства придадут городу новый облик. Когда вокруг не замыленный пейзаж, медленно пришедший из далекого прошлого, а современный, удобный для жителей город — это, на мой взгляд, многое меняет. Наличие комфортабельного транспорта для жителей каждый день и поддержка построенной инфраструктуры, мне кажется, существенно могут повлиять на положительное восприятие Читы местными жителями снова и снова, и более того — поможет привлечь инвесторов и предпринимателей из других городов.
— Как вы думаете, что изменит реализация мастер-плана в Чите?
— Одна из ключевых задач мастер-планов — вывести комфортное проживание в городе на совершенно иной, более качественный уровень. Многие молодые люди пытаются переехать в такие города, как Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург, во многом из-за того, что там уже имеется современная и продуманная социальная и коммунальная инфраструктура — более точно продуман городской транспорт, организованы общественные пространства, ярко выделены объекты исторического наследия и другие важные точки притяжения вроде местных достопримечательностей. Выражаю большую надежду, что у Читы в этом плане всё получится, и местные жители уже в ближайшее время свой город полюбят еще больше, взглянув на него другими глазами.
— Верите ли вы в то, что это не просто красивый документ ради красивого документа?
— Да, посмотрите на наши другие города прямо сейчас. Сейчас очень интересно трансформируется Благовещенск, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Якутск. Есть сдержанный оптимизм у меня, что и у Читы всё получится.
— Вопрос не про мастер-план, но про урбанистику. Небоскреб, который хотят строить у нас в спальном районе посреди бараков и собак, вызывает много критики — есть у этого плюсы для города?
Небоскреб планируют построить в Чите возле парка МЖК. По проекту объект состоит из двух башен, соединенных мостом. Высота здания при этом составит 161 метр — это 45 этажей, на каждом из которых потолки будут выше 3 метров. Землю уже выделили застройщику. Работы будет выполнять «Специализированный застройщик „Сила Востока“».
— Если соблюдены интересы общества, которое там проживает, то почему бы и нет? Это как раз к вопросу о качественно новых изменениях. Можно здесь даже привести в пример Улан-Батор, где до сих пор в частном секторе стоят юрты, на местном языке их там называют «гэр», много сохранившихся зданий времен постройки СССР, но при этом имеется небоскреб высотой 105 метров под названием Blue Sky Tower. Это здание, по моим оценкам, показатель качественно новых изменений и трансформации города, оно является едва ли не новым символом Улан-Батора благодаря расположению на центральной площади и узнаваемой форме паруса.

Чем наша Чита хуже? Времена меняются, трансформация наших городов, я считаю, неизбежна. Инфраструктуру, облик города необходимо обновлять, предлагать новые решения для развития наших городов.