«Моя семья никак не касалась медицины, разве что покойная сестра была психологом, брат был военным. А сейчас дома поговорить не с кем – все стоматологи!», – рассказывает доктор медицинских наук, заведующий кафедрой хирургической стоматологии ЧГМА Иосиф Пинелис. Ему 12 октября исполнится 70 лет, и в преддверии юбилея ИА «Чита.Ру» узнало, как он пришёл в профессию, кто ему в этом помогал, и каким он видит будущее забайкальской стоматологии.
– Фамилия Пинелис достаточно редкая для наших мест, поэтому не можем не спросить: откуда вы родом?
– Вообще-то я родился на Украине, там прожил 19 лет. Потом волею судьбы приехал в Забайкалье, поступил в медицинский институт и с тех пор живу здесь. По поводу фамилии я сам пытался выяснить – корни не могу сказать, отец говорил, что вроде бы откуда-то с Прибалтики. Я раньше думал, что вообще наша фамилия редкая, но, когда заглянул в интернет, нашел много однофамильцев. И что интересно, многие из них профессора: мой тёзка Иосиф Пинелис – профессор математики, живёт в Нью-Йорке, а раньше жил в Новосибирске. Феликс Пинелис – профессор, заведующий иммунологической лабораторией в клинике детского хирурга Рошаля. Ещё есть много врачей с такой фамилией, но трудно сказать, являемся ли мы родственниками.
– Почему вы решили стать именно стоматологом?
– Моя семья никак не касалась медицины, разве что старшая сестра была психологом, брат был военным. Мечта стать врачом была у меня чуть ли не с десятого класса, после того как я прочитал книгу Ефремова «Лезвие бритвы». В ней был описан случай, когда женщину в результате сильного стресса парализовало, но врач воссоздал аналогичную стрессовую ситуацию и тем самым вывел пациентку из этого состояния. На меня это оказало сильное впечатление. Когда я поступал в мединститут, в Чите стоматологический факультет считался менее престижным, чем лечебный. А так как я пытался поступить уже в третий раз, то решил подстраховаться и выбрать стоматологию. Ну а потом оказалось, что это очень интересная и нужная профессия. Сегодня наша специальность считается престижной и востребованной.
В 1971 году я окончил стоматологический факультет, и с того времени вся моя профессиональная жизнь связана со стоматологией и челюстно-лицевой хирургией. После окончания ординатуры на кафедре хирургической стоматологии, я работал в практическом здравоохранении, а после защиты кандидатской диссертации в 1977 году избран по конкурсу ассистентом. И в этом году исполняется 40 лет моей педагогической деятельности в ЧГМА. В 1988 году я защитил докторскую, избран заведующим кафедрой, на которой тружусь до настоящего времени. Кроме того, возглавляю Координационный совет по стоматологии при минздраве Забайкальского края, являюсь членом комиссии по аккредитации врачей и учредителем Ассоциации стоматологов Забайкалья, оказываю консультативную помощь врачам Краевой стоматологической поликлиники и являюсь членом её наблюдательного совета. Практически все в ней, начиная с главного врача и до интернов – мои ученики.
– Кто был вашим наставником во время учёбы?
– Во время обучения на стоматологическом факультете у нас было очень много хороших преподавателей. Один из них – Владимир Александрович Любарский, в январе 2018 года мы будем отмечать 100 лет со дня его рождения. Он – участник Великой отечественной войны, 22 июня 1941 года получил диплом и сразу ушёл на фронт. Он был хирург – мастер на все руки, студенты его очень любили, и многим он привил любовь к хирургической стоматологии. Мне особенно повезло, так как после окончания института я остался в ординатуре у Владимира Александровича. Он обучил меня не только врачебному искусству, методам оперативного лечения, но и бережному отношению к больным.
Также своим учителем считаю профессора Бориса Ильича Кузника, с которым я в тесном контакте нахожусь до сего дня. Он меня пригласил в студенческий театр «Бицепс», в котором я оказался раньше, чем на лекциях. В последующем Борис Ильич привлёк меня к научной работе, содействовал созданию оригинального научного направления, стал моим научным руководителем кандидатской и докторской диссертаций.
– Как так получилось, что с вас началась целая династия стоматологов?
– Мы с моей супругой Татьяной, врачом-стоматологом, учились в одной группе. Она – кандидат медицинских наук, заслуженный врач Забайкальского края, в 1971 году окончила Читинский государственный медицинский институт по специальности «Стоматология». Также защитила кандидатскую диссертацию и более 20 лет была заведующей кафедрой детской стоматологией. А сейчас работает стоматологом-ортопедом в Краевой стоматологической поликлинике и не перестаёт учиться. У неё высшая квалификационная категория и последний пройденный курс обучения в 2017 году по специальности «Стоматология ортопедическая».
Наш сын, Юрий, тоже окончил стоматологический факультет. Там он встретился со своей будущей женой – Мариной Пинелис, которая окончила Читинский государственный медицинский институт в 1996 году по специальности «Стоматология». Сейчас она – врач высшей квалификационной категории по специальности «Стоматология терапевтическая», так же, как и моя супруга, работает в Краевой стоматологической поликлинике. Таким образом у нас только внуки пока не имеют отношения к стоматологии, разве что, когда лечат зубы. Так что в нашей семье, как говорится, «поговорить не с кем» – все стоматологи.
– Ваш сын сам решил стать стоматологом или свою роль сыграли родители?
– Я даже не знаю, как это произошло. Дело в том, что он очень долго занимался профессионально баскетболом и не собирался посвятить себя медицине. Когда он был в 9-м классе, я проводил эксперименты с животными по теме докторской диссертации и привлекал его к чисто санитарской работе – кормлению кроликов и уборке их клеток. И вот перед окончанием 11-го класса он принял решение: «Я пойду на стоматолога». Супруга моя говорит: «Мы стоматологи, ты будешь стоматологом – давай выбирай другую профессию, например, педиатрию», но он настоял на своём. После окончания клинической ординатуры по хирургической стоматологии я хотел привлечь сына к научной и педагогической работе, но он выбрал работу хирургом-стоматологом. Несколько позднее он осознанно занялся научными исследованиями и выбрал эту стезю. В настоящее время, после защиты докторской диссертации, он работает профессором кафедры хирургической стоматологии и является челюстно-лицевым хирургом высшей категории.
– Как сильно изменилась стоматология за время вашей работы?
– Во-первых, терапевтическая, ортопедическая, хирургическая и детская стоматология за последние годы существенно ушли вперёд. По сравнению с тем, что было раньше, это небо и земля. Новое оборудование, современные пломбировочные материалы и оттискные массы, новые технологии позволяют врачам стоматологам творить чудеса. Вот даже возьмём такой раздел, как дентальная имплантология, которой в советское время досталась такая же судьба как генетике – её запрещали, говорили, что толку нет. Сегодня многие клиники занимаются дентальной имплантологией, которая заметно расширяет диапазон ортопедического лечения дефектов зубных рядов. В последние годы появилось очень много средств для обезболивания, которые делают лечение зубов совершенно безболезненным. Стоматологические кабинеты оснащены телевизорами и аудиоаппаратурой, что позволяет получать удовольствие во время стоматологических вмешательств.
Ранее «железный занавес» не всегда позволял брать всё лучшее, что есть в зарубежном опыте. Конечно, сегодня стоматологическое лечение стало более дорогим, так как используются дорогостоящие импортные материалы и оборудование. Возможно, рыночные отношения и конкуренция являются издержками сегодняшней стоматологии, но с точки зрения медицинской науки, техники, качества лечения отрасль сделала огромный шаг вперёд. К тому же она стала не только лечебной, но и эстетической.
В последние десятилетия стали разделять хирургическую стоматологию и челюстно-лицевую хирургию. Однако мы, как выпускники старой школы, владеем обеими специальностями. Поэтому наша кафедра одна из первых в России получила лицензию на профессиональную подготовку челюстно-лицевых хирургов из выпускников стоматологического, лечебного и педиатрического факультетов. Мы на протяжении многих лет занимаемся подготовкой таких специалистов, и сегодня практически все челюстно-лицевые хирурги и подавляющее большинство пластических хирургов, которые работают в Забайкалье, являются нашими выпускниками.
Ещё один раздел, который существенно развился за эти годы – это эстетическая хирургия лица, которая занимается устранением морщин на лице, коррекцией век, формы ушей, носа и других частей. Ранее такие операции делались редко, сейчас они выполняются достаточно часто. Я сам долго занимался пластической хирургией, сегодня эти операции довольно успешно, квалифицированно и качественно выполняют наши ученики. Об этом же свидетельствует и то, что к нам приезжали на такие операции пациенты из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Благовещенска, Хабаровска.
– Какое будущее ждёт забайкальскую стоматологию?
– Всё лучшее, что есть не только в России, но и за рубежом, забайкальская стоматология имеет уже сейчас. Я думаю, что она будет постоянно поддерживать свой уровень и не будет отставать от мировых стандартов. Чем это можно объяснить? Во-первых, очень много наших учеников, которые работают в государственной и частной стоматологии, нередко совершенствуются на центральных базах в России и за рубежом у лучших специалистов. Кроме того, к нам нередко приезжают с лекциями и мастер-классами квалифицированные специалисты из Германии, Израиля, США. Иногда мы осваиваем новые технологии раньше, чем другие регионы страны. В частности, мы начали заниматься дентальной имплантологией 25 лет назад. Сегодня в Забайкалье применяют не только отечественные имплантаты, но и из США, Израиля, Германии и других стран, то есть у нас есть всё для оказания качественной стоматологической помощи, и больному нет смысла уезжать за ней в другие регионы. Причём наши цены гораздо скромнее центральных городов, так что здесь забайкальцы даже выигрывают. Более того, в Забайкальском крае обязательное медицинское страхование (ОМС) позволяет очень многие виды лечения, которые в других регионах не входят в эту программу, выполнять бесплатно. Сегодня пациент, имеющий полис ОМС, может дополнительно оплатить дорогостоящие пломбировочные материалы и анестетики, не входящие в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Во-вторых, мы постоянно совершенствуем методику обучения врачей-стоматологов. Студенты сразу учатся по современным технологиям и, естественно, будут применять их в своей работе. Так что, по моему мнению, мы не будем отставать ни от российской, ни от зарубежной стоматологии. Преподаватели нашего факультета постоянно следят за достижениями отечественной и зарубежной стоматологии и внедряют их в учебный процесс. Кроме того, научные разработки наших сотрудников также широко применяются в практическом здравоохранении и при обучении студентов. В частности, у меня есть 18 патентов на способы лечения и диагностики стоматологических заболеваний, некоторые из них уже много лет используют врачи в более чем 40 городах России.
– Но ведь наверняка есть и какие-то проблемы?
Наш факультет работает почти 60 лет. В республике Бурятия более 70% стоматологов – наши выпускники, долгое время мы снабжали Хабаровский край, Амурскую область, Якутию и ряд других регионов кадрами. Программа подготовки врачей стоматологов нашего факультета в 2017 году была признана одной из лучших в стране, а наши студенты постоянно занимают призовые места во всероссийских и международных олимпиадах по стоматологии среди стоматологических факультетов России и ближнего зарубежья. Нередко к нам в ординатуру приезжают учиться выпускники центральных вузов, мы много сил тратим на выращивание молодого специалиста.
Казалось бы, дома должно быть всё нормально со стоматологическими кадрами. И так оно и было, но, когда жизнь стала усложняться, часть стоматологов перестали задерживаться в районных центрах. Многие из них, после того как становятся хорошими специалистами, покидают родной край. Они работают врачами, преподавателями и профессорами, открывают свои клиники. Сейчас одними лозунгами специалиста в район не заманишь. Жаль, что Забайкалье не может создать условия – обеспечить жильём, нормальной зарплатой – для уменьшения оттока квалифицированных кадров. Это, конечно, серьёзная проблема, которая оборачивается нехваткой специалистов, особенно в районах края.
– Всё-таки, 70 лет – это уже приличный возраст. Не накладывает ли это ограничения на вашу работу?
– Понимаю, что молодым нужно уступать дорогу. Однако, пока ещё не все планы реализованы, а накопленный врачебный и педагогический опыт может быть полезен молодым коллегам и больным, постараюсь работать без ограничений.
Лицензия №ЛО-75-01-000940 от 18.02.2015 г. на осуществление медицинской деятельности выдана Министерством здравоохранения Забайкальского края.