Семь светлых комфортных палат с кондиционером и телевизором, врачи и персонал, которые почти не меняются, а к пациентам относятся очень внимательно. Если вы хоть раз задумывались об изменении внешности – по показаниям или из желания видеть в зеркале иное отражение – то попали по адресу. Мы находимся в хирургическом челюстно-лицевом отделении клиники Читинской государственной медицинской академии, которое работает с 1954 года.
Отделение специализированное: челюстно-лицевая хирургия сочетается здесь с реконструктивно-пластическими операциями лица и шеи. Три штатных врача каждое утро со вторника по четверг спасают лицевые нервы, слюнные железы, убирают последствия травм и заболеваний. И преображают пациентов внешне: устраняют деформацию ушных раковин, носа, восстанавливают форму губ – вообще практически всё, что касается реконструктивной пластики лица и шеи.
Но самая популярная процедура – блефаропластика, которая проводится для коррекции век, таких операций около 80%. Речь не только о возрастных изменениях. Обращаются пациенты от 18 лет с разными показаниями: от наследственных заболеваний до проблем с почками и щитовидной железой, которые вызывают грыжи и мешки под глазами. Всё это создаёт отёчность и вид социально-неблагополучных людей.
В таких случаях проводится блефаропластика без наружных разрезов, через слизистую глаза. Это малоинвазивный метод, после которого пациенты, если нет склонности к отёкам, восстанавливаются уже на второй день после операции. А даже если и есть – всего неделя, и следов как не бывало.
Пациентам, которые обращаются за возрастной коррекцией век, проводится традиционная блефаропластика – с удалением излишков кожи. И так со всеми видами операций – в каждом случае тщательно подбирается максимально подходящая процедура.
Загруженность по эстетическим операциям круглый год остаётся на одном уровне. «Примерно 150%», – полушутя говорит заведующая отделением Елена Понуровская. Середина февраля, а места остались только на конец апреля-май.
Если говорить о заболеваниях и травмах, количество пациентов прямо связано с праздниками и массовыми гуляньями. Для таких случаев очередей нет, по медицинскому полису пациентов принимают с понедельника по пятницу: кто-то обращается самостоятельно через амбулаторную поликлинику в том же здании, а кого-то направляют из дежурных больниц.
В ЧГМА есть и ортогнатическая хирургия – это сложные операции по восстановлению и изменению прикуса. Например, для тех, кто родился с чрезмерно большими или недоразвитыми челюстями.
Для проведения таких сложных операций в отделении есть высокоточные лазеры, радиоволновые скальпели и другое современное оборудование, а врачи выезжают на конференции и семинары, откуда привозят с собой новые методики и техники. Они сразу внедряются в работу, хирурги учатся друг у друга: посещают операции, наблюдают за процессом или ассистируют.
Заглянем в операционные, все операции назначаются на утро, поэтому после обеда там тихо и пусто. В отделении их две: для пластических пациентов и тех, кто обратился с заболеваниями. После наркоза они приходят в себя в палате послеоперационного наблюдения – анестезиологи отслеживают их состояние для большего контроля.
Заходим в процедурную, по утрам здесь ставят уколы и готовят к операциям.
Следующий пункт – перевязочная, где мы застаём челюстно-лицевого хирурга за работой.
Чтобы не смущать пациента, идём дальше.
В палатах светло и солнечно, в каждой есть отдельная ванная и туалет, а для вызова медицинского персонала установлена палатная сигнализация Hostcall. Комфорт важен, именно здесь пациенты проводят большую часть времени. Если им что-то понадобится, они могут нажать на кнопку вызова или обратиться к постовой медсестре, которая всегда находится рядом с палатами.
Сегодня днём – это Наталья Владимировна, а с 16.00 и до утра на дежурство заступит ночная медсестра.
Идём в кабинет главы отделения. Елена Понуровская заведует им уже больше шести лет и вместе с операциями, количество которых не уменьшается, а только растёт, занимается всеми административными вопросами, и в приёмные часы проводит консультации. Каждый день к ней приходит около 15 человек, все с разными вопросами и проблемами.
Елена говорит, что пациенты сейчас более осведомлённые, чем раньше. И с одной стороны – это хорошо, но иногда доктор Google очень мешает врачам лечить людей, которые самостоятельно ставят себе диагнозы и строят план лечения.
В хирургическом челюстно-лицевом отделении врач – не просто пластический хирург, а ещё и психолог, который должен объяснить, что у пациента нет показаний и не требуется пластическое вмешательство.
Напоследок мы заглянули в ординаторскую – здесь большую часть времени проводят клинические ординаторы, которые находятся в клинике на двухгодичном обучении, и дежурные врачи. Они заполняют карты, планируют операции и готовят документы к выписке.
Это хирург Светлана Щербакова, мы её уже видели, только в маске и хирургической шапочке. Пока мы изучали отделение, она закончила процедуру и теперь занимается документами.
Коллектив в челюстно-лицевом небольшой, но очень сплочённый. Текучки здесь нет, штат полностью укомплектован и меняется очень редко – все дружат и при необходимости без проблем корректируют график дежурств.
Вот почему пациенты часто возвращаются с благодарностью к персоналу отделения за профессионализм, доброжелательность и чуткость. И за новую внешность, конечно.
Лицензия на медицинскую деятельность №ФС-75-01-000668 от 19 сентября 2016 года.