Со мной по юности такое бывало часто — я травмировался в необычных ситуациях. Ломал ключицу на стометровке, пальцы во время рядовых драк за школой, разбивал бровь во время подготовки к военным сборам для 11 классов. Казалось, к 30 годам уже пора бы научиться исключать подобные инциденты, но, увы. Моя неуклюжесть в мелочах продолжает подкидывать испытания для меня и отечественной медицины.
«Чита.Ру» запускает новый проект «Бесплатная медицина». В качестве пациентов мы посетим поликлиники, больницы, медцентры Читы и Забайкальского края. У нас нет цели кого-то очернить. Мы хотим на собственном опыте проверить, сколько часов приходится сидеть в очередях, сложно ли записать ребёнка на приём к узкому специалисту, можно ли быстро сделать справку в бассейн, пройти медкомиссию и вылечить больной зуб. Первый текст был про городскую поликлинику №3.
Классический казус
А ещё рыбалка — не мой конёк, но отдыхать на природе и я, и мой товарищ Артём очень любим. Отпросились у жён, забили багажник «Премио» всем необходимым и вперёд до Большого Унгдугуна.
Дрова взяли с собой — обычные полешки, ничего особенного. Ближе к вечеру начали сооружать костёр. Топором я орудую нечасто, поэтому при попытке нарубить щепок случился тот самый классический казус.
Стук, стук. Полешко от мягкой земли неловко отскочило и по правой икре. Совсем не больно, к ноге, чуть ниже колена, прицепились пара мелких щепок. Стряхнул, давай возиться с дровами дальше.
Спустя какое-то время почувствовал боль в месте царапины. Прощупал, что-то мешает. Согнул колено, кожу в одном месте слегка оттянуло. Занозка!
А может и две — сантиметрах в 2–3 от места дислокации первой щепки прощупывалась вторая. Причём глубоко, так как снаружи, кроме небольшого отверстия в коже и болевых ощущений, никаких признаков присутствия во мне инородных предметов не наблюдалось. Я не паникёр, но тут сами справиться физически не могли — занозки не было видно, а надрезать ногу обычным ножом в полевых условиях было бы глупо.
Естественно, сворачивать надвигающийся на нас вечер из-за какой-то мелочи никто не собирался. Обработали, и хватит.
И правильно сделали, что остались. Один закат чего только стоил, не говоря уже про вечерние посиделки у костра.
«Езжайте в дежурную больницу»
Вернулись в Читу во вторник в районе обеда. Нога в области травмы при нагрузке поднывала, но терпимо.
Разобрал вещи, принял душ и, по совету работающей медсестрой тёти, часам к 4 поехал в травмпункт на Амурской.
- Мы с занозками не принимаем. Езжайте в дежурную больницу, — женщина в регистратуре заглянула в какую-то бумажку. — Сегодня это краевая клиническая.
Ещё полчаса, и я в приёмном отделении клинички на улице Коханского. Обращаться к девушке в окне «Экстренная госпитализация» было не по себе, но сказали, что только так. Она внимательно выслушала и посоветовала обратиться в поликлинику — так быстрее. При этом принимать не отказывалась.
- Вам быстрее будет попасть к хирургу там, чем дожидаться его здесь. Сами понимаете, у нас дежурство, — сочувствующе посмотрела на меня медработник. - Посмотрите в интернете, какая поликлиника ещё работает. Позвоните туда, узнайте, принимает ещё хирург или нет. У нас придётся долго ждать.
Ситуация меня только веселила. Нога болела терпимо, поэтому квест «Бесплатная медицина» решил пройти до конца. Тем более на платного врача в семейном бюджете средств предусмотрено не было.
Замкнутый круг
Вышел на улицу. Шёл дождь. Ближайшую работающую поликлинику на карте нашёл на Богомягкова. Это бывшая поликлиника №7 напротив дацана, сейчас поликлиническое подразделение №1.
- Сегодня доктор уже закончил приём. Будет только 15-го с 14 до 17.30, но записи уже нет (я звонил 12-го). Вы в травмпункт обращались? — уточнила девушка в трубке.
- Да, меня оттуда отправили в клиничку. Здесь сказали, что проще в поликлинику.
- Ну, нет. Не проще. У меня сейчас интернета под рукой нет, не могу узнать, где работает хирург. Вы можете [обратиться] во второе подразделение на Курнатовского, Парковый переулок — третье подразделение.
Глядя на новое название поликлиники, вспомнил новость о создании единого клинического медцентра, где появилась единая регистратура. Звоню, описываю всю ситуацию, жду подсказки, в какой поликлинике сейчас есть хирург. Время уже почти 17.00.
- А сейчас вы никуда не попадёте, — поставил точку в моих поисках строгий женский голос в трубке. - А вы не можете её сами вытащить?
- Она находится под кожей… — начал объяснять я.
- Я поняла, — прервала меня девушка, видимо, не допускавшая существование занозок размером больше тех, что надоедают малышне.
- Не могу, она далеко зашла. Ногу надо разрезать, что ли.
- Вы к какой поликлинике, вообще, прикреплены? — уточнила строгая дама.
- Раньше был к 7-й, а сейчас пока ни к какой — недавно переехал из другого города.
- Значит, вам только в дежурной больнице помогут. У нас в диагностическом хирурги до трёх, уже ушли. В поликлиниках нужно было чуть-чуть раньше — они все были с первой смены.
- А если завтра с утра?
- В клиничку обращайтесь. Вас завтра также, скорее всего, отправят в дежурную больницу, если придёте в поликлинику. Видите оно как — замкнутый круг. Вам лучше дождаться хирурга в клиничке — быстрее и вернее, — женский голос немного смягчился в знак сочувствия.
Противовоспалительные есть? Совсем нет!
К счастью, я даже не вышел за забор краевой клинической, развернулся. Девушке в регистратуре без улыбки рассказывать о происходящем уже не мог. Меня осмотрели, записали фамилию на листочек и отправили ждать в коридоре.
Где-то полчаса пришлось наблюдать работу приёмного отделения дежурной больницы. За это время увидел несколько нетрезвых лиц пациентов, одно из них было разбито. Там бабушка идёт на рентген, здесь дедушка. Много молодых и шустрых врачей, что порадовало. И никакой паники или неразберихи — со стороны всё работало почти идеально. Об этом, кстати, недавно писала наш главред Катя Шайтанова.
- Затирко? — крикнул в коридор парень в мутно-зелёном халате и необычной шапочке — идеально белой с мелкими узорчиками.
Осмотрел ногу.
- Нужно сделать небольшой надрез.
Задал традиционные вопросы про аллергию на обезболивающие, позвал медсестру-ассистента и провёл в кабинет — видимо, перевязочную.
Место травмы обеззаразили, сделали укол. Нога онемела, и мужчина в забавной шапке начал орудовать скальпелем и пинцетом. Пришлось сделать три или четыре движения. Кожа разошлась, оттуда начала сочиться струйка крови. Хирург, вытирая кровь, пошарил в отверстии и вытянул тонкую и длинную щепку — мне даже на секунду причудилось, что это иголка среднего размера. Но это щепка.
Оказалось, что я воспринял за две отдельных занозки одну очень длинную — сантиметра 3–4, почти как спичка по длине. Сначала хотел попросить на память, но потом слегка закружилась голова и забыл. По совету врача откинулся на кушетку.
- Противовоспалительные есть? — посмотрел хирург на ассистента.
- Нет.
- Совсем нет?
- Совсем.
Врач в смешной шапочке вздохнул, ушёл за справкой. Медсестра перебинтовала ногу. В справке указали, какой процедуре я был подвергнут, прописали антибиотики и противовоспалительные.
- С ней в поликлинике по месту жительства или в травмпункте вас должны перевязывать неделю, — и вручил справку.
Когда проще самолечение
- Вы почему до 3 часов не пришли? — удивила меня вопросом женщина в регистратуре травмпункта на Амурской. Это был вечер следующего дня.
- Работал.
- Вам нужно проходить лечение в поликлиническом отделении. Я вас по справке сейчас принять не могу, только до 3 часов.
- То есть, если я работаю днём, я не могу перевязаться?
- Зайдите к медбрату, договоритесь. Если примет, перевяжет. А меня врач наругает, если я вас сейчас официально приму, — судя по категоричности женщины, врач действительно наругает.
Встал в очередь в перевязочную. Аудитория там, скажу вам, была разнообразной — пара, по виду, студенток, две женщины с парнем, какие-то непримечательные люди.
И тут ввалилась троица, которой нам недоставало. Ещё недавно они распивали что-то крепкое, судя по перегару и развязности. Забитые какими-то тривиальными узорами руки и манера сидеть на корточках посреди коридора выдавали в одном из них бывшего арестанта или человека, который стремится быть на него похожим. Вели себя вызывающе, тут же рассказав всем о причинах появления в травмпункте — девушка получила бытовую травму. К счастью, обошлось без подробностей.
- Вам нужно было прийти до 12, — в ответ на мою просьбу получить медпомощь сказал медбрат. - Вам нужна поликлиническая помощь, а у нас её оказывают до 12 часов. А так, в любом случае идите через дежурного врача.
На этом этапе квест «Бесплатная медицина» меня окончательно уморил. Я не стал стоять в очереди следом за бухой троицей. Утром следующего дня толпиться перед работой в очереди в перевязочную поликлиники тоже не хотелось. Обсудил ситуацию с тётей-медсестрой и супругой, после чего решился на самолечение.
Купил всё необходимое для перевязок в аптеке, теперь практикуюсь сам. Вроде пока успешно. Надеюсь, нога не загниёт — не хотелось бы снова окунаться в этот хаос.
Хотя, если загниёт, в травмпункте примут и после работы.
***
Благодарю за качественно выполненную работу хирурга и медсестру краевой клинической больницы. Благодаря вам нога у меня не болит, а надежда в отечественную медицину ещё жива, даже несмотря на бардак в организации процесса и отсутствие препаратов.