Если раньше все люди делились на привитых и непривитых, с введением системы QR-кодов всё стало намного сложнее. Многие переболели ковидом, но не попали в официальную статистику, при этом получили высокий титр антител.
В ситуацию, когда иммунитет есть, а QR-кода нет, попал журналист Андрей Гусельников. В своей колонке он эмоционально рассказал, как можно оказаться вне закона, даже следуя здравому смыслу. Срок действия сертификатов судя по заявлениям Минздрава, остаётся прежним: год после прививки, полгода — после болезни. И никакого индивидуального подхода.
Наболело. Я — безында (человек без индекса — QR-кода). Но у меня очень хороший иммунитет к коронавирусу, причём естественный, выработанный в результате перенесённого заболевания. Однако сегодня я оказался вне закона. Думаю, я не один такой: достаточно много людей, кто не ставит себе прививку не из-за каких-то глупых убеждений или фанатичного антиваксерства, а из здравого смысла — просто потому, что она не нужна. Но QR-ный режим, введённый властями, нас просто не видит.
Коронавирусом я переболел год назад, в ноябре — декабре 2020-го, во время второй волны, когда QR-кодов ещё не вводили. Причём болел по серьёзе: и в больничке полежал с поражением лёгких (правда, небольшим), и в обсерваторе неделю помаялся, и восстанавливался потом долго (причём уже работая). Официально болел всего один раз, но реально, наверное, два: думаю, что ещё раз хватанул вирус где-то в конце весны — начале лета. Правда, едва его заметил: недомогал всего пару дней.
Честно скажу: поставить прививку я был настроен сразу после больницы. Я ведь рос пионером, а советские книжки нас учили — «Я укола не боюсь: если надо, уколюсь!» Но все врачи — и в больнице, и просто знакомые медики — в один голос рекомендовали не спешить: «Сперва сдай анализ на антитела. Пока они высокие, в вакцине нет смысла. Упадут — можешь привиться».
Так я и сделал: в феврале, через два месяца после выписки, померил антитела — обнаружились и короткие «эмки» (IgM), и длинные (IgG). Правда, я тогда ещё не знал, что надо мерить, и сделал анализ только на антитела к нуклеокапсидному белку. Но летом действовал уже грамотно — заказал анализ на IgG-антитела к спайковому белку. Анализ показал 1808,1 BAU/мл (общепринятые сейчас единицы, рекомендованные ВОЗ и Минздравом).
В следующий раз я померил антитела уже осенью — в конце октября. Иммунитет, конечно, подупал, но не сильно — всё равно остался высоким: 1291,4 единицы. Директор центра Гамалеи Александр Гинцбург, напомним, заявил недавно, что 300 единиц дают необходимый человеку уровень защиты от COVID, а 500 единиц — это прямо идеально. Мой показатель — почти в три раза выше идеального. Грубо говоря, мне можно ходить в красную зону без противогаза.
До введения QR-кодов всё было хорошо — я жил со своими высокими антителами и бед не знал. Когда объявили о внедрении кодов, опять же проконсультировался у знакомых врачей — все советовали идти к участковому терапевту и получать медотвод. Я отстоял очередь в поликлинике, попал на приём. Врач оказался молодой и толковый: взглянув на мои анализы, он сразу всё понял, считал код с моих анализов своим телефоном и пообещал, что занесёт меня в реестр, чтобы мне пришёл QR-код. Но честно предупредил — не факт, что это сработает: «Это раньше на три месяца давали такую отсрочку, а сейчас вообще непонятно, что и как будет».
Никакой QR-код мне, разумеется, не пришёл. Я залез в указ губернатора про введение QR-кодов и обнаружил в нём интересную вещь. Есть всего три категории людей, которых можно теперь пускать в торговые центры и места общепита: это люди с QR-кодом, полученным после болезни или вакцинации, либо люди с медицинским документом, подтверждающим, что они переболели COVID или поставили прививку не позднее шести месяцев назад, или люди, имеющие справку о противопоказаниях для прививки плюс свежий ПЦР.
Под первый и второй пункт я точно не подхожу. Теоретически можно было бы попытаться получить справку о противопоказаниях, но даже если мне её дадут (в чём я сомневаюсь, так как уже не дали), зачем мне с моими антителами каждые три дня делать ПЦР? По сути, этот пункт — для тех, кто ни разу не болел коронавирусом. А вот для таких людей, как я, пункта просто нет.
«Нет оснований пускать нас в общественные места с нашим высоким иммунитетом! Это, извините, какая-то немного тупая система», — Андрей Гусельников.
Сходил я и в прививочный кабинет. Доктор, с которым я общался, взглянув на анализы, признала, что вакцинация мне по большому счёту не нужна: «Да, у вас действительно высокие антитела». Но тут же стала уговаривать меня поставить вакцину: «Для вас с вашим иммунитетом она будет как водичка!» Как физраствор. «А по-другому никак: сейчас везде QR-коды, без них никуда!»
Это я уже понял и без неё. Если честно, моя жизнь в последние дни превратилась в кошмар: кроме транспорта, аптек и «Пятёрочки» с «Верным», меня никуда не пускают. В автозапчасти приходится отправлять жену (у неё QR-код есть), в хозтовары за лопатой для снега — ребёнка. Как я хожу на обед, лучше даже не рассказывать. И да: из-за отсутствия QR-кода я уже пропустил пару очень важных мероприятий.
Господа из оперштаба, рассказывающие нам про QR-коды, подскажите, пожалуйста, как мне теперь жить?
«Я что, преступник? Я виноват, что у меня хороший иммунитет? Чем я опасен для окружающих?» — Андрей Гусельников.
Повторюсь: я не боюсь прививок, у меня их много, самых разных — этим летом, например, поставил очередную вакцину от клещевого энцефалита. Если ничего другого не останется, я схожу и сделаю себе прививку от коронавируса, но с моими антителами это правда глупо: и с медицинской точки зрения (естественный иммунитет, простите, лучше, чем полученный от мёртвого вируса), и с экономической, государственной — зачем тратить вакцину на меня, когда их не хватает и когда она может пригодиться тем, кому нужнее!
Одна надежда — что за меня заступится Наталья Поклонская, которая уже выступила в защиту людей без QR-кодов. Может, власти послушают «няшного прокурора» — героя Крымской весны и начнут наконец учитывать нас, безынд — жертв QR-ного режима?
Кстати
Сейчас в Госдуме идёт речь о том, что даже бессимптомно переболевшие коронавирусом россияне смогут получать QR-коды при наличии положительного ПЦР-теста. Об этом заявил председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Хубезов.
Но это правило не распространится на тех, кто переболел COVID-19, но не стал сдавать ПЦР-тест. Им в получении QR-кодов откажут.
Что касается инициативы о введении QR-кодов по количеству антител, то, по словам Хубезова, эксперты пока не называют необходимое количество антител, которое может послужить основанием для выдачи документа.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции