Общий долг государственных больниц Забайкалья по итогам 2021 года составил 640 миллионов рублей, из них 398 миллионов рублей — просроченные кредиты. Врачи и фельдшеры районов идут в прокуратуру и суды из-за недоплаты надбавок. Неэффективное управление, дефицит кадров, общее недофинансирование системы — сейчас политикам нужно принимать быстрые решения. Депутаты Законодательного собрания региона собрали специалистов краевого минздрава и выяснили, как и откуда берётся долг, почему конкретные райбольницы края «проседают» сильнее других и что с этим будут делать.
Замминистра минздрава Забайкалья по финансовым вопросам Людмила Коваленко доложила, что в 2021 году министерство израсходовало 30 миллиардов рублей, больше 15% из них ушло на борьбу с коронавирусом. Основу бюджета (62%, или 21,5 миллиарда рублей) составили средства обязательного медицинского страхования (ОМС), из федерального бюджета пришло 5,6 миллиарда рублей, из краевого — 3,6 миллиарда (из этой суммы 670 миллионов рублей пошло на борьбу с ковидом: тесты, СИЗы (Средства индивидуальной защиты) и оборудование для моногоспиталей).
На начало 2022 года сумма долгов в целом снизилась на 30%, сумма по просроченным кредитам — на 18,7%. У минздрава Забайкалья появился долг в 41 миллион рублей из-за возмещения отпускных за работу с коронавирусными больными за 2020 год. Основная доля долгов приходится на страховые взносы (30%), расходные материалы (17%), медикаменты (15%) и на коммунальные услуги.
Среди районных больниц есть пятёрка аутсайдеров по преумножению просроченных кредитов. Это Акшинская ЦРБ (прирост на 15%), Тунгокоченская (в 2,6 раза), Каларская (прирост на 25%), Улётовская (прирост на 40%) и Дульдургинская (прирост на 57%). Каждая из них не полностью освоила средства ОМС (Обязательного медицинского страхования). Улётовская ЦРБ помимо этого лишилась пяти врачей, а Дульдургинская — девяти врачей.
При этом многомиллионные долги полностью погасили Петровск-Забайкальская, Борзинская, Кыринская, Могойтуйская, Краевая больница №4, городской роддом Читы, Краевая клиническая больница. Красночикойская ЦРБ в два раза снизила долг, читинская горбольница №2 — в четыре раза.
Долги, по данным краевого минздрава, сложились из нескольких факторов. Во-первых, это долг перед больницами за оказанную помощь (около 1,5 миллиарда рублей). Во-вторых, выплата повышенного районного коэффициента из средств ОМС, из-за чего субвенции перераспределялись на зарплату — около 1,3 миллиарда рублей. В-третьих, рост расходов на топливо на 11%. В министерстве это объяснили тем, что ПЦР-тесты на коронавирус надо было возить за пределы районов, потому что лаборатории есть не во всех больницах. Cитуацию усугубили дополнительные расходы на содержание врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов.
Как пояснила Людмила Коваленко, больницы получают финансирование в зависимости от численности населения (подушевое финансирование). Из Забайкалья вот уже несколько лет уезжают не только пациенты, но и врачи. Из-за наиболее сильного дефицита хирургов жителям приходится ездить за помощью в другие районы, а значит, выделенные на них деньги не используются в их родных больницах.
Начальник отдела кадровой политики краевого минздрава Елена Лазарева рассказала, что государственные больницы Забайкальского края за 2021 год покинули 430 специалистов. 22% из них ушли работать в частные клиники — это самые опытные и квалифицированные профессионалы.
По плану минздрава Забайкалья, исправить ситуацию можно, если централизовать бухгалтерию (все бухгалтеры останутся на своих местах, но у Читы будет доступ ко всем системам) и заняться с аналитическим центром совместными закупками (минздрав планирует закупать товары большими партиями, чтобы ронять цену). Из федерального бюджета продолжат просить деньги на возмещение долга перед медработниками. Главврачей будут обучать правильному финансовому менеджменту, а больницы с худшими показателями переведут на «ручное» управление.
Директор территориального фонда ОМС Забайкальского края Сергей Чабан пояснил, что девять забайкальских ЦРБ вместе составляют 83% (428 миллионов рублей) от общей суммы долга по ОМС и 90% (296 миллионов рублей) от просрочки. Это Акшинская, Каларская, Оловяннинская, Тунгокоченская, Дульдургинская, Улётовская, Карымская, Красночикойская и Хилокская районные больницы. Однако, по его мнению, нельзя сказать, что плохой менеджмент главврачей всегда становится залогом роста долга.
«В Улётовском районе, например, есть ЗАТО Горный, где мы вынуждены содержать дополнительную сеть — это очень большие траты, которые не покрываются подушевой нормой. Бюджет здесь никогда не покроет потребность в медпомощи. В Каларском районе чуть больше 5 тысяч человек прикреплены к местной ЦРБ. Подушевых денег не хватит, чтобы покрыть всю потребность, даже если пролечить их всех», — пояснил глава фонда.
Глава комитета по социальной политике Законодательного собрания Забайкальского края Цырен Цыренов предложил посмотреть стратегию других районов. Он отметил, что в регионе нет никакой подпитки финансами и кадрами. Для проработки стратегии по уменьшению долга и поощрения врачей он предложил созвать круглый стол со всеми профильными специалистами Забайкалья: минфином, главврачами, экономическим блоком минздрава и передовых районых больниц, территориальным фондом ОМС, Общественной палатой.
«Что тут скрывать, в основной массе люди уезжают туда, где больше заработок. Это врачи и фельдшеры возрастом около 40 лет, у них подрастают дети. Я думаю, что нам нужно по аналогии с Бурятией сделать премии если не в миллион, то хотя бы в 500 тысяч рублей. Если мы поддержим одного врача из ЦРБ, то тот, кто работает с ним рядом, посмотрит и подумает: «Мне нужно улучшить свои качества, расширить свой функционал, чтобы в будущем претендовать на эту премию». Нам надо что-то делать, нужно ускоряться. Нельзя потерять тот предел, из которого невозможно будет быстро выбраться», — подытожил Цырен Цыренов.