Тема зависимостей и психического здоровья с каждым годом становится всё популярнее. Люди больше не боятся открыто говорить о своих проблемах и обращаться к специалистам, но проблема с зависимостями со временем становится всё глобальнее. Как сделать первый шаг на пути к исцелению — в статье.
Рафик Гасанов — психиатр, психотерапевт и нарколог с 16-летним опытом. В 2020 году доктор открыл свою частную клинику, где помогает людям справиться с психическими расстройствами и зависимостями.
— Как к вам пришла идея основать клинику?
— Изучая поведенческие расстройства, я для себя стал понимать, что употребление алкоголя — это следствие более глобальной психической проблемы. Если человек подвержен зависимостям, то значит, что у него есть психотравмы, с которыми нужно работать.
В процессе работы я начал натыкаться на такие случаи, которые не мог объяснить в условиях кабинета. И тогда стал искать пути для открытия клиники.
Мы основали стационар, здесь у нас есть отделение наркологии, оно вынесено отдельно для людей, страдающих зависимостями. Мы также создали отделение для сексологии, психиатрии и подростков. Наши пациенты могут дважды в неделю воспользоваться спа и русской баней, что можно встретить далеко не в каждой клинике подобного типа.
— У вас два филиала — один в городе, другой за городом. Зачем это нужно?
— В Забайкалье всего две психиатрические клиники: это Кандинского и «Статус». По действующему законодательству стационар должен быть вынесен за пределы жилой застройки за город. Именно поэтому стационар Кандинского находится на КСК, а мы в Смоленке. Однако амбулаторный прием должен максимально быть приближен к людям и иметь шаговую доступность, поэтому наш кабинет амбулаторного приема находится в 300 метров от ж/д вокзала.
— Как вы помогаете людям с алкоголизмом?
— В нашей клинике существуют два подхода: более мягкий, где проблему с алкоголем у пациента решают в течение нескольких сеансов; и более жесткий, где мы убираем тягу к алкоголю за один сеанс, но этот метод подходит не всем. Нужна консультация специалиста. Отдельным направлением идет работа с детскими травмами и паттернами поведения родителей, ведь зачастую человек во взрослой жизни копирует то, что видел в детстве.
— Если человек уже кодировался, но ему это не помогает, то есть какой-то выход?
— Кодировка бывает разной. Если не помогает слабая (которые делают в кабинетах), то нужно переходить на сильную, которая делается только в стационаре. Ну и, кроме кодировок, есть еще другие программы по избавлению от зависимости: 12-шаговая программа, программа осознанного поведения, программа разрушения деструктивного поведения и другие.
— Как обычно люди реагируют на такую терапию?
— Сначала им это не нравится, они плачут и впадают в истерику. Вообще проблемы с алкоголем не появляются внезапно, они формируются годами.
Если человек полюбил алкоголь, то в состоянии опьянения для него существуют только три желания: поесть, социально доминировать и заниматься сексуальными утехами.
А еще для пьющего человека важно находиться в иллюзиях. Многие боятся выходить из запоя, потому что реальность для них невыносима. Самое пугающее, что дети алкоголиков могут перенимать их привычки.
— Даете ли вы какие-то гарантии, когда к вам осознанно обращаются за помощью?
— Человеческий организм еще не изучен до конца. Давать гарантии можно только тогда, когда ты полностью изучил или сам создал продукт. Мы не можем гарантировать, что больные точно перестанут пить. Но мы можем гарантировать, что после наших сеансов у них пропадет желание пить.
— С какими зависимостями вы работаете, кроме алкоголизма и наркомании?
— Мы занимаемся абсолютно всеми зависимостями. Они делятся на химические — это когда человек что-то употребляет, — и не химические. Последние зависимости гораздо сложнее. Наркологи и психиатры не любят с ними работать. К таким относятся игровая зависимость, религиозный фанатизм, сексуальная зависимость, шопоголизм, трудоголизм, эмоциональная зависимость от отношений (любовная зависимость) и многие другие.
— Что вы можете предложить родителям подростка, если они заметили, что он начал странно себя вести, у него пропало желание учиться, появились подозрительные друзья и увлечения, а еще он перестал слушаться родителей и учителей?
— Ситуация с подростками очень сложная. Для начала нужно найти причину такого поведения. Очень важно не стать для подростка врагом в поисках этой причины. Его важно заинтересовать в исправлении и возвращении в правильное социальное поведение. Нужно вовремя обратиться к специалисту.
— Если родные видят, что у человека пропало желание жить, то лечите ли вы не добровольно?
— Нет, мы не лечим не добровольно, но мы имеем в своем арсенале услуг приемы интервенции. Это значит, что мы можем перенастроить систему восприятия пациента уже на первой консультации.
— Что планируете делать дальше? Остановитесь на том, что уже удалось, или будете расширяться?
— Я хочу открыть несколько филиалов. Мы сейчас решаем этот вопрос. Еще я планирую запустить проект для пожилых людей, которые из-за своего возрастного заболевания не получают должного лечения. Планируется построить не просто пансионат, а действительно оказывать качественную помощь пожилым людям. Также я хочу создать парк психического здоровья.
Записаться на прием к врачу можно по номеру телефона +7 914 126-22-06 или на сайте www.status75.ru/.
ООО «Статус», https://www.status75.ru/.