«На приеме в московских поликлиниках введут аудиозапись». После этого заявления от депздрава общество треснуло на две половины. Начались споры. Одни считают, что аудиофиксация защитит права пациентов и врачей, улучшится обслуживание, а хамство, наоборот, исчезнет из кабинетов. Другие переживают за слив медицинской тайны и утечку персональных данных.
Сейчас не об этом. Данные о нас как о пациентах давно гуляют в бездонной Сети вместе с телефонами и диагнозами. Записываясь на «Госуслугах», мы изначально светим свои фамилии, а терапевт, к примеру, записывает жалобы в электронную карту. В электронную, понимаете? Врач — вообще профессия публичная. Зайдите на сайт любой клиники, там выложена вся информация об обучении и квалификации врачей.
Сейчас речь о двух людях: пациент и доктор. Не единожды наблюдала, как пациент провоцирует врача уже на пороге: открывает дверь с пинка, требует внимания, когда в кабинете стоит раздетый по пояс другой пациент, и орет в голосину, что врачи ходят в поликлинику только протирать халаты.
Но я видела и другую сторону общения. Когда врач с порога кричит на пациента: «Уходи, проблемная! Так и знала, что с утра всё настроение испортят». В то утро я молча ждала, когда доктор успокоится. И знаете, о чём пожалела, когда вышла из кабинета? Да о том, что не начала записывать. Закон не запрещает сохранять в телефоне диалог между врачом и пациентом. Здесь же получился десятиминутный монолог, где я получила по ОМС билет в первый ряд, когда другие зрители не пришли. Это и не помешало врачу войти в роль, где она как главный герой триллера эмоционально заставляла жертву бежать.
Врачи, опасаясь репрессивных последствий, напряглись. Почему? Странно! Я за аудиомониторинг, давно пора записывать разговоры. Я за культурный диалог и выявление ошибок. Проверка приведет к новой культуре общения между пациентом и доктором. И врача в первую очередь это убережет от уголовного преследования. Ведь часто, по мнению врача, именно пациент раздувает скандал: достает телефон, снимает, а потом рысью несется в министерство.
Представляете, какая начнется вежливость. Тук-тук. И вместо звуковой волны от грубого «Подождите!», ответят волшебным словом «Пожалуйста». Вместо «Вам что, трудно анализы посмотреть?» пациент еще за дверью спросит крайнего в очереди.
Сегодня забеспокоились те, кому лучше не работать неврологом или терапевтом.
— Станет и без того мало врачей в поликлиниках, — скажет кто-то.
Станет меньше тех, кто ошибся в выборе профессии.
Согласны с автором?