Полиция на днях задержала очередного неудачника с мешком конопли. Новостей таких довольно много, и они порой вызывают иронию у комментаторов: «Лучше бы с тяжелыми наркотиками боролись».
Марихуана почему-то считается наркотиком легким, чуть ли не безобидным. Однако это мнение в корне ошибочно. Каннабис с определенной точки зрения можно считать самым опасным наркотиком, потому что вся дискуссия вокруг него основана на заблуждениях и манипуляциях. Безобидных наркотиков не бывает вовсе. Любое вмешательство химических веществ в здоровую психику не есть хорошо. Чем же опасна трава?
Повсеместная пропаганда
Про увлечение травой открыто заявляют деятели, прости господи, культуры, искусства и даже спорта. У кого-то это публичный образ, у кого-то действительно личный опыт. Определенные исполнители, кажется, ничего другого и не поют, кроме незамысловатых частушек: «Раскурили косячок, нам с братвою ништячок». Об обратной стороне этих приключений ребята поют крайне редко.
Подталкивает ли это к наркомании? Вряд ли. Вызывает интерес? Однозначно. Наркотик в свете, идущем от окна Овертона, становится чем-то допустимым. Или символом борьбы с системой. Носишь на кепке характерный листок — значит, весь такой революционер и свободная личность.
Ряд стран и вовсе разрешил употребление дури, и это тоже стало аргументом к безвредности травки. Но про страны с жестким наказанием в таких спорах мало кто вспоминает.
— Траву я курил с подросткового возраста. Во взрослой жизни не бросил, хотя это мешало семье и работе. Первый срок получил условный за изготовление — приняли меня прямо в чужой квартире, я всю вину взял на себя. Второй раз приняли на вокзале, когда приехал из района с «урожаем». У меня двое детей, жена беременна третьим, думал, снова пронесет на условку. Но дали три года — как обухом по голове. Отсидел чуть меньше, но всё равно жаль. Из жизни столько времени просто вычеркнуто, нервов потрачено, денег. В колонии пришлось поступиться некоторыми принципами. Употреблять продолжаю, но более осторожно, — говорит зависимый.
Неопределенное действие
Еще одно заблуждение — считать марихуану легким наркотиком. В науке, которая этими веществами занимается, такой градации не существует. Есть она только в среде потребителей и основана на том, что от травы не бывает сильной передозировки и жестких ломок. Частично это так. Смертей, напрямую вызванных марихуаной, не так много, если сравнивать с «тяжелыми» веществами. Расслабляющее действие и вовсе становится причиной для сравнения с алковечеринками, после которых возникают драки с поножовщиной. После травы никаких активностей не хочется, посидеть бы да потупить в экран, а не спорить и драться. Отказ от наркотика чаще всего переносится без страданий. Но это в большей мере индивидуальные особенности. То есть в муках на полу, конечно, никто не корчится и не бежит делать минет дилеру за дозу. Но кто-то вернется к нормальной жизни, а кто-то захочет продлить кайф.
— В юности я пробовал, но потом приоритеты поменялись. Семья переехала в другой район. Через несколько лет я съездил на родину, пообщался с лучшим другом. Он изменился до неузнаваемости — любую тему в общении сведет на траву: как ездили на поле, как рвали, как от ментов убегали, сколько привезли, где хранили, как варили, кто жадный, кто жаба, и всё по кругу. Я спрашиваю про семью, он вспоминает, как год назад поругался с женой и уехал «вкашиваться». Всё в таком духе. При этом из жизни не вылетел, работает, хозяйство ведет. Но интересы впились в одну точку, — рассказал друг наркомана.
Растительный батут
Невысокий риск возникновения зависимости, которой гарантирует «легкость» наркотика, — это тоже лукавство. Здесь огромную роль играют индивидуальные особенности — психика, морально-волевые качества, воспитание и жизненные обстоятельства. Один человек останавливается после разового употребления. Второму достаточно покуривать пару раз в месяц. А вот третий продлевает и продлевает удовольствие и в момент вынужденной остановки понимает, что жизнь какая-то стала тусклая, всё раздражает, а мысли в голове едва крутятся. И выход из этого состояния видится только один.
На этом пути всё те же проблемы, что и с «тяжелыми» наркотиками — растущие дозировки, шероховатости в социуме, проблемы со здоровьем, сужение круга интересов. Утверждения об отсутствии зависимости разбиваются об истории людей, которых полиция ловит с мешками конопли. Да, люди с абсолютно незамутненным сознанием едут десятки, а то и сотни километров на поле, достоверно зная, что манипуляции с особо крупным размером грозят реальным лишением свободы. Можно провести маленький опрос — спросить пять, а лучше десять знакомых, продолжат ли они употреблять алкоголь, если им будет грозить уголовное наказание. Сколько из них дадут положительный ответ?
— Употреблял время от времени, пока не «посчастливилось» разжиться большим объемом. Стал курить каждый день: сначала дома после работы, потом — выходя с работы, а иногда и во время обеда. Недели через две-три заметил, что не могу ни на чём сосредоточиться. Просто тупняк какой-то, банальные действия не даются. Всё, что раньше радовало, стало бесить. Чтобы поесть — надо дунуть, с ребенком погулять — только после перекура. На время отказался, столкнулся с бессонницей и апатией. Снова начал курить. Потом все запасы, хвала богам, закончились, — вспомнил зависимый.
Траву еще можно сравнить с батутом — кому-то достаточно годами прыгать в одной амплитуде, а кто-то перепрыгивает на уровень выше, где все прелести наркомании раскрываются быстрее и сильнее. Узнать, к какому типу лично вы относитесь, можно только экспериментальным путем. Но это будет очень дорогой эксперимент.
— Курил траву, но имел внутренний блок на «химию» — нас еще в юности пугали связанные с бандитами люди, что могут за такое ноги переломать. Бандитов тех пересадили, но запрет у меня действовал, пока в «голодняке» не попробовал спайс. Хотя в стране уже началось всё это безумие — люди с балконов прыгали, орали на полгорода, в Бурятии какой-то упырь дочку расчленил. Но я на себя все эти ужасы не примерял, как оказалось, зря. До убийства не дошло, но были и крики, и передозировки страшные, когда не помнишь, что полчаса творил, и весь этот тяжеляк, — рассказал наркозависимый.
Наркотики негативно влияют на физическое и психическое здоровье, являются причиной многих жизненных проблем. Мы призываем воздерживаться от их употребления.
Телефон регистратуры Забайкальского краевого наркологического диспансера: 31-12-23;
телефон отделения медицинской реабилитации: 21-36-08; 21-35-10;
собрания группы «Анонимных наркоманов» проходят по адресу: Анохина, 75 в понедельник и среду с 19:30; в субботу с 17:00.