Здоровье «Думала, он просто дурачится». История читинца, пережившего два инсульта

«Думала, он просто дурачится». История читинца, пережившего два инсульта

Ему во всем помогает семья

Три признака инсульта знают многие, но не думают, что они пригодятся им в жизни

Читинцы Мария и Владимир в браке уже 26 лет. Пять лет назад их жизнь полностью изменились: Владимир пережил два инсульта и полностью так и не оправился. Что делать, если любимый человек в одночасье изменился, как помочь ему, когда каждый шаг дается с боем, а самому преодолеть слезы и страх, рассказала Мария.

Имена героев статьи были изменены по их просьбе.

Инсульт происходит, когда перекрывается просвет или разрывается стенка какого-либо сосуда, расположенного в головном мозге. Нарушается нормальный режим кровоснабжения, и начинается гибель клеток головного мозга. К ранним симптомам болезни врачи относят мышечную слабость, нарушение речи и лицевую асимметрию. Чем дольше человеку не оказывается медицинская помощь, тем больше необратимых изменений происходит. Во время инсульта следует как можно скорее вызвать скорую помощь.

«Всем рассказывала о трех признаках инсульта»

— Где был ваш муж, когда произошел инсульт?

 — Он работал. Пришел домой, сначала не обратила внимание на его состояние. Он на двух работах тогда работал — водителем и еще в такси. Спрашивала его, он отвечал, что с ним всё нормально.

— Не было ярких проявлений никаких?

— Покосило рот справа. Немного пришлепывал ногой. В итоге я думала, что он просто дурачится.

— Это у него в характере?

— Да. Спать легли, а утром ногу не мог поставить, рука обвисла. Я забила тревогу. Но взяла еще его в поликлинику увела.

— Вы не поняли, что это инсульт?

— Уже в поликлинике начала понимать сама. Самое главное, что эти три признака инсульта я раньше знала и родителям говорила.

— А когда произошло, вылетело из головы?

— Вообще в мыслях не было даже такого. Потом даже не поверила, что именно я, которая всем говорила, и …

— Сколько лет было мужу?

— Сейчас ему будет 54 года, инсульт был в 49 лет. В поликлинике его положили под капельницу, вызвали скорую.

— Что делали в больнице?

— Прокапывали лекарство. У него произошел второй инсульт через неделю — в больнице. До этого он ходил и разговаривал, невнятная речь была. Но потом стало тяжело, пострадала голова сильно — левая сторона. Никого не узнавал. В больнице он пробыл 10 дней. Потом я его забрала.

— Проблем с сердцем до этого не было у него?

— Нет, но давление было высокое. Он не следил за этим вообще. К врачам не ходил категорически. Только чтобы пройти комиссию для водителей. Я ругалась.

Руку уже не спасти

— Что нужно было делать после выписки?

— Во-первых, ЛФК обязательно — лечебная физкультура. В больнице был инструктор, он к нам стал ходить домой, разрабатывать. Он нам сильно помог.

— Чтобы вернулась подвижность?

— Хотя бы она. Но голова все-таки не соображала. Поэтому инструктор делал всё, ушел, а муж лежит. Потом более-менее начал работать уже сам.

— Это как-то само восстанавливается?

— Да. Сейчас он адекватен. Но бывают взрывы. В телефоне игры помогли еще для моторики. Теперь знает, кого как зовут, цифры знает, время. Но писать и читать — никак. Те клетки, которые умерли, уже не восстановить. Но если будет работать над собой, клетки, которые за что-то другое отвечали, можно разработать, чтобы они начали выполнять другую функцию. Он к этому пришел.

— Как работать над собой? Что ваш муж должен делать, кроме лечебной физкультуры?

— Постоянно на тренажерах работать, мы купили для ноги и для руки. Но руку уже не спасти. А нога более-менее стала передвигаться.

— Больше физическая активность должна быть, да?

— Да. И каждые полгода я капельницы ставлю, вызываю на дом. Очень тяжело ездить на реабилитации. Спасибо, конечно, «Помощи Рядом» за возможность бесплатно передвигаться на такси. Мы так на МРТ смогли ездить, дочь иногда тоже пользуется. Это большая помощь семье.

Фонд борьбы с инсультом ОРБИ (Общество родственников больных с инсультом) занимается проблемой инсульта в России с 2006 года. Он помогает людям, столкнувшимся с заболеванием, а также их близким и родным, поддерживает медицинские учреждения. Фонд сотрудничает с социальным проектом «Яндекса» «Помощь Рядом», благодаря которому подопечные ОРБИ могут бесплатно передвигаться на такси, если едут в больницу, на занятия спортом, в госучреждения, аэропорт и другие места.

Это другой человек

— Как сильно изменился характер мужа?

— Очень. Это совершенно другой человек.

— К этому сложно было привыкнуть?

— Вообще кошмар, мы не знали, что делать. Но потом потихонечку всё наладилось. Главное, окружить заботой, любовью. Он как ребенок. Вначале состояние у него было такое, как будто ненавидел всех.

— Сами вы как справлялись?

— Конечно, страх был и слезы. Руки опускались, но потом все-таки нашла в себе силы.
Инструктор подсказал наш, что можно свозить после инсульта в реабилитационный центр «Три сестры» в Москве. ОРБИ нам помог собрать деньги на поездку.

Сначала я свозила его на реабилитацию в центр «Янтарь» в Нижнем Новгороде. Они второе место занимают по восстановлению после инсульта в стране. Там были ЛФК и бассейн. Потом в Москве в два раза больше было нагрузки. Там он стал почти такой же, как прежде.

— Потом эффект снижается?

— Если будешь разрабатывать, постоянно трудиться, то нет. Конечно, мы боремся, где-то он ленится. Единственное, что он молодец, препараты сам строго принимает. Мне сказали, если сразу начать реабилитацию, то будут результаты. Я послушалась. Когда у меня просят совета, я говорю, что сразу же после инсульта нужно везти в центр, не тянуть время.

— Про фонд вы как узнали?

— Просто соцсети все перевернула. Искала, что такое инсульт и как с ним бороться. В Нижний Новгород мы съездили по полису ОМС. А в Москву фонд ОРБИ помог. Собрали помощь за месяц. Это было крайне удивительно. Иногда по полгода не могут собрать.

— У мужа много друзей?

— Было много. Сейчас их вообще нет. Это произошло постепенно. Сначала приходили, но он их не узнавал. Сейчас некоторые звонят, но не приходят. Хотя бы так. По фотографиям он многих узнает.

— По фото надо тренировать воспоминания?

— Да, постоянно фотографии показываю.

— А события? Какую часть истории своей жизни он потерял?

— Как в армии служил, всё помнит. Но многие события ушли. Не помнит, что после второго инсульта он лежал в больнице. Что я тоже с ним лежала две недели на кушеточке. Про детей помнит всё.

— Нужно ли еще ездить на реабилитацию?

— Это затратно.

— Сейчас вы максимального результата добились и дальше его надо поддерживать?

— Да, уже ничего не сделать. Всё, что за год сделали, останется навсегда. Хорошо, что он сейчас сам себя обслуживает.

— Насколько большая была разница в его состоянии после инсульта и после реабилитаций?

— Огромная. Он вообще как овощ был. Он не понимал, что происходит. Пытался встать, падал. Сейчас он контролирует себя, на любые темы можно поговорить. Сначала была психика подорвана настолько, что мы вообще за голову хватались первое время.

— В злости выражалось?

— Да, в злости. Потом потихонечку прошло. Конечно, он не тот человек, который был.
Совершенно не тот. Но тем не менее уже результаты хорошие. Таких я даже не ожидала. Мне сказали, что я единственная из Забайкальского края свозила в центр «Три сестры».

— Были более настойчивы?

— Да. И возможно, люди не знали.

— Какая в Чите есть поддержка для перенесших инсульт?

— На кинезитерапию можно по ОМС. Но это очень трудно, чтобы приехать. Мы купили тренажеры, занимаемся дома.

— На реабилитации было удобно, потому что всё в одном месте?

— Да. Бассейны очень хорошие. Нужно в центр, где комплексно всё. Не просто ЛФК, а физио, бассейн, команда специалистов: физический терапевт, логопед, психолог, специалист по эрготерапии (занимается восстановлением утраченных функций с помощью двигательных и умственных упражнений. — Прим. ред.). А если ты просто будешь дома после инсульта, тебе не поможет эта лечебная физкультура. Нужно вымотать человека за день. В центре «Три сестры» мы 20 дней были без выходных с 8 утра до 8 вечера.

— Вы брали больничный?

— Я уволилась сразу. Его не оставить было.

— Как финансово вы это решали?

— Помогали мои родители, его мама, пенсию назначили. Жить можно, если не шиковать.

Хочу, чтобы он пожил подольше

— Чем вы дома занимаетесь? Как ваша жизнь изменилась?

— Стала домохозяйкой. Конечно, внимание ему уделяю. Помогаю во всем. Раньше он работал, я работала. А сейчас вместе.

— Сколько у вас детей?

— Две дочери, они тоже помогают. Старшая живет отдельно, у нее своя семья, внучке 6 лет. Младшей 17 лет.

— Что бы вы посоветовали родственникам тех, кто перенес инсульт?

— Не отчаиваться. У меня упадок сил был, я сначала опустила руки. Нужно было сразу действовать, но все-таки я успела. Если не помогать своему близкому, он поникнет. Главное, поддерживать, плечо подставить свое. Мы ругались, я не знала, что делать. Но нужно было подход найти к нему.

— Как вы видите будущее?

— Хочу, чтобы он пожил подольше. Сейчас мы рядом, живы-здоровы. Это главное.

Врачи рекомендуют запомнить три основных приема распознавания симптомов инсульта: «улыбнись» — «заговори» — «подними руки»:

  1. Попросите человека улыбнуться. При инсульте улыбка получается «кривой», поскольку мышцы одной стороны лица слушаются гораздо хуже.

  2. Заговорите с ним и попросите ответить на простой вопрос, например: «Как тебя зовут?» Обычно в момент мозговой катастрофы человек не может связно выговорить даже свое имя.

  3. Предложите ему поднять обе руки одновременно. Как правило, с этим заданием больному справиться не удается, руки не могут подняться на один уровень, поскольку одна сторона тела слушается хуже.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
14
ТОП 5
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Потеря статуса или наоборот? Зачем ЧГМА собираются преобразовать в университет
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления