
Оксана Немакина в программе «Пять коптеек»
Министр здравоохранения Забайкальского края Оксана Немакина заявила, что всё медицинское сообщество довольно тем, что врачебные ошибки в России декриминализовали. По ее словам, врачи не всегда могут спасти пациента, так как не всесильны. Об этом министр сообщила в выпуске программы «Пять коптеек» на региональном телеканале «Забайкалье».
В конце 2024-го в УК РФ были внесены поправки, по которым врачей освободили от преследования по статье 238 УК РФ (об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей). Дела стали переквалифицировать на менее тяжкую статью, а затем освобождать от наказания в связи с истечением срока давности. Так произошло и с детским анестезиологом Дилярой Туктаровой, которую признали виновной в гибели 2-летнего мальчика — ее уже освободили из колонии-поселения в связи с изменившимся законодательством. А также с врачом-анестезиологом из клиники «Медикс» Игорем Григорьевым, проходившим обвиняемым по тому же делу.
— Я всегда коллегам говорю: «Вы божьи пальцы. Господь сам не может спасти человека, он посылает врача». Это помощь, а не услуга. То, что сейчас произошло, — это правильное решение. Мы благодарны тем, кто был инициатором, кто принимал это решение, кто утверждал это решение. Всё медицинское сообщество благодарно за это. Да, бывают врачебные ошибки. Работают люди, а не роботы. Не боги, а всего-навсего божьи пальцы. Невозможно спасти всех, — сказала она.
Министр здравоохранения отметила, что изменения в законодательстве не освободят от ответственности врачей, которые наносят вред пациентам умышленно.
— Декриминализация статьи она не освобождает человека от ответственности за то, как он исполняет свои обязанности. Это уводит от реальных сроков там, где не было умысла, нанести вред человеку. Если бывали такие случаи в мировой практике, когда медики наносили вред умышленно, за это как была уголовная ответственность с реальным сроком лишения свободы, так и осталась. Экстренная медицинская помощь нужна тогда, когда человек находится в критическом состоянии — он может умереть в любую секунду, в любую минуту. В момент оказания медицинской помощи у врача может быть возможность оказать экстренную помощь, а может не быть, может ему не хватить профессиональных компетенций, но он в этот момент оказался рядом с человеком, он по долгу профессии будет стараться оказать медицинскую помощь, но может не спасти человека. Такое может быть. Но это не умышленное причинения вреда здоровью или смерти по неосторожности, — отметила она.
Также в программе Немакина заявила, что здравоохранение ждет, когда Диана Туктарова вернется к работе.