Мой дом «Причины больших счетов — потери и воровство»: как россияне могут легально сэкономить на услугах ЖКХ

«Причины больших счетов — потери и воровство»: как россияне могут легально сэкономить на услугах ЖКХ

Лайфхаки от эксперта

Принимать душ экономнее, чем набирать ванну

Цифры в квитанциях за услуги ЖКХ растут и растут, а зарплату прибавляют не так часто. Знакомая картина? Наши самарские коллеги из 63.RU решили разобраться, можно ли легально сэкономить на воде, свете, газе и отоплении. Тему обсудили с руководителем регионального центра общественного контроля «ЖКХ Контроль» Виктором Часовских. А еще спросили у эксперта про странные квитанции о срочных поверках счетчиков и об огромных счетах за общедомовые нужды.

Виктор Часовских побывал в гостях у 63.RU

«Дата поверки — в квитанции»

 Жителям многоквартирных домов часто приходят квитанции, где самые разные организации призывают провести поверку счетчиков или срочно их заменить. С виду квитанции очень похожи на настоящие. Стоит ли получателям обращать на них внимание?

— Поверку индивидуальных приборов учета должны проводить специализированные организации, которые имеют лицензию и имеют возможность внесения данных поверок в общефедеральную систему «Аршин».

Узнать о том, когда у вас выходит межповерочный срок или когда вам необходимо проверять прибор учета, вы можете в своей квитанции. Там есть дата поверки прибора учета. И написано, когда прибор учета должен поверяться. И лучший вариант на сегодня — это обратиться в ту организацию, которая вам поставляет коммунальный ресурс.

Потому что вы не всегда можете узнать: организация, которая прислала вам квитанцию, действительно имеет лицензию и вносит данные в систему «Аршин»? То есть можно обращаться, конечно, и к ней, но, еще раз говорю, что могут возникнуть проблемы.

 А самим как-то в этой базе «Аршин» можно проверить компанию?

— Знаю, что в этой системе можно проверить, проведена ли поверка у вашего прибора учета или нет. Не могу сказать, можно ли посмотреть там наличие у компании лицензии. Но еще раз повторю, что все-таки лучше обращаться в проверенные компании. У вас будет меньше головной боли. То же самое касается и вопросов замены прибора учета. Вы можете обратиться в любую организацию, но потом с оформлением документов у вас могут возникнуть проблемы. Лучше обратиться в ту организацию, которая представляет ресурс. Они сами сделают, сами оформят, сами внесут в базу. Это просто проще.

Поверку счетчиков лучше доверять проверенным организациям

«Сэкономить деньги за отопление поможет общедомовой прибор учета»

 Еще один вопрос, который тоже задают читатели довольно часто: как можно легально сэкономить на услугах ЖКХ?

— Давайте разбираться. У нас два вида услуг. Жилищные услуги — это те услуги, которые оказывает управляющая организация. Это оплата за содержание, за текущий ремонт, капитальный ремонт. Здесь не сэкономишь. И второй блок — коммунальные услуги. Это холодная, горячая вода, тепловая энергия, водоотведение, электроэнергия, газ и твердые коммунальные отходы. Семь коммунальных услуг, за которые мы платим. Здесь мы можем сэкономить, если поставим приборы учета — на воду, свет, газ. И будем разумно потреблять ту или иную коммунальную услугу.

Далее отопление. Сэкономить на отоплении мы только у себя в квартире не можем. Потому что у нас дома приборов учета на отопление нет. А самая высокая плата у нас в коммунальных услугах — это отопление. То есть здесь, если мы хотим сэкономить, надо всем домом заниматься этим вопросом.

Вот, допустим, стоит у нас общедомовой прибор учета тепловой энергии, мы можем поставить систему погодного регулирования. Это такая система, которая в зависимости от температуры воздуха на улице увеличивает или ограничивает подачу теплоносителя в дом.

Вот сейчас у нас начали давать отопление, а значит, на улице будет тепло — у нас всегда так (смеется). И мы начнем открывать окна и балконы, а тепло-то идет, и мы за него платим. Весной будет то же самое. Тепло уже наступит, а отопление еще не отключат. И мы снова будем переплачивать за тепло. А система погодного регулирования работает так: вот температура поднялась на улице, она — раз! — и закрыла задвижку, и тепло не поступает в дом, достаточно того, что есть. Значительная экономия, до 15–20, а то и более процентов в гигакалориях, а в деньгах это большие суммы. Дальше электроэнергия. Тут могу посоветовать ставить энергосберегающие лампочки.

 А счетчики с дневным и ночным тарифом сэкономить не помогут?

— Мы изучили последние тарифы и пришли к выводу, что разницы в принципе нет. То есть, если раньше ночной тариф был маленький и можно было больше тратить электроэнергии ночью, это было дешевле, то на сегодня получается, что здесь экономить практически не получается.

На электроэнергии поможет сэкономить только бережное потребление

 А есть легальные способы сэкономить на потреблении горячей и холодной воды?

— Это уже зависит от каждого человека. Можно поставить прибор, который распыляет воду, потребление ее будет меньше. В интернете можно найти множество способов, как легально сэкономить воду. Но к ним нужно относиться критически.

Еще раз говорю: по большому счету здесь всё зависит от человека. Если он особо не пользуется горячей водой и холодной, допустим, ванну не наливает, а пользуется душем, понятно, что вода экономится. Есть и другие различные способы. Если в унитазе большой сливной бачок, то, допустим, туда можно опустить какую-то бутылку или какую-то емкость, для того чтобы меньше воды набиралось: не 8 литров, например, а 6. Экономия двух литров воды при каждом спуске — тоже вариант.

— Вернемся к отоплению. Приборы, которые регулируют подачу тепла в масштабах дома, можно поставить, например, в обычной хрущевке?

— В любом доме можно поставить.

 На установку такого прибора должны быть согласны 100% квартир?

— Это решение принимается общим собранием собственников. 50% от общего числа собственников должны быть за установку этого прибора учета.

Решение на установку общедомового прибора учета отопления принимается всем подъездом

«Большие цифры в счетах на ОДН — это воровство и потери»

 И последний вопрос про жалобы на большие счета за общедомовые нужды. Как быть людям, получившим огромные счета, и куда обращаться?

— Давайте разберемся, что такое плата за коммунальные услуги на содержание общего имущества. Так это правильно сейчас называется. Сюда входят холодная вода, горячая вода, водоотведение и электроэнергия.

Это те коммунальные услуги, которые идут на содержание общего имущества дома. Ну, допустим, холодная, горячая вода. Вот у нас понимание такое: вот мы моем подъезды, потом за эту воду мы платим. Но это не только мытье подъездов. Это тот же полив, если есть он, это та же промывка систем. Система холодного и горячего водоснабжения, система отопления должны минимум два раза в год промываться. То есть поток воды в трубы запускается и в подвале спускается вместе с грязью, накипью и прочим. Вот за этот спуск воды, мы тоже должны как раз и платить. Электроэнергия. У нас есть лифты, у нас есть освещение в подъездах, работа общедомовых приборов учета. И так далее.

Как получается цифра? Возьмем для примера общедомовой прибор учета холодной воды. Вот в дом зашла труба с холодной водой. Прибор учета показал, что мы в месяц потребили, допустим, 100 кубических метров воды. Дальше мы что делаем? Считаем по квартирам. Сколько потребила каждая квартира? Квартиры посчитали, если есть нежилые помещения, тоже их посчитали. У кого есть прибор учета — по показаниям прибора учета, у кого нет прибора учета — по нормативам. Все помещения должны быть обсчитаны. От этих 100 мы отнимаем сумму индивидуальных показаний, допустим 80, — осталось 20 кубов. Вот эти 20 кубов — это и есть общедомовые нужды, то есть всё, что вошло в дом, но потреблено не в помещениях, в жилых или нежилых, это есть общедомовые нужды. И вот эти 20 кубов делятся на все помещения — и жилые, и нежилые — пропорционально их площади. И вот получается, холодная вода или горячая вода на содержание общей имущества в квитанции у кого 2 куба, у кого 3 куба, у кого 1 куб.

 А если цифры значительно больше?

— Первое, возможно, потери какие-то. В подвале протекает труба, управляющая компания не смотрит за этим. Она течет, течет, течет, а прошла она через прибор учета, поэтому мы за это платим. Второе, нерадивый слесарь подключил какой-то ларек, врезку сделал холодной воды, горячей воды, электроэнергии. В итоге пользуется какой-то ларек, а мы оплачиваем. Дальше по электроэнергии. Нерадивый собственник подключился до своего прибора учета и получает электроэнергию напрямую, без счетчика. То есть кто-то ворует, а расплачиваются все.

Если цифры в квитанциях пугают, обращайтесь в УК

 В таком случае, если в счетах удивляют цифры, надо разбираться с управляющей компанией?

— Да, если цифры удивляют, надо разбираться с управляющей компанией. В каждом городе, в каждом районе были созданы такие комиссии в свое время, которые должны были разбираться с ситуациями, которые возникают по расчетам за содержание общего имущества. Вы пишете в администрацию района, что у нас плата за, допустим, за электроэнергию на содержание общего имущества высокая, просим провести проверку.

Администрация должна составить комиссию из представителей управляющей компании, ресурсников, вас пригласить и проверить, в чем проблема. Раньше так проверяли. Я помню один случай, холодная вода в одном из домов, у людей потребление на содержание общего имущества по 10−15 кубов стало. Квартиры столько не потребляют, сколько им на содержание общего имущества выставили, начали разбираться. Подвал чистый, сухой, ничего нет, ни протечек, ни врезок. Нашли одну квартиру, в которой круглосуточно был открыт кран, и вода сливалась. Там жил человек чуть-чуть не в себе, будем так говорить. А все платили.

Поэтому еще раз говорю, основные причины больших цифр в счетах за коммунальные услуги на содержание общего имущества — это воровство (такое, к сожалению, бывает) и технологические потери. Плюс люди не всегда вовремя подают показания приборов учета. Вот у нас определено, допустим, с 23 по 25 число. По жилищному кодексу так написано, если иное не оговорено. Я подал 23-го, вы подали 24-го, а кто-то подал 25-го. У меня одна цифра, у вас другая.

То есть вы с 23-го по 24-й пользовались водой, сосед с 24-го по 25-е пользовался. А вот если все одновременно снимают показания прибора учета в один день, вот тогда точность больше. Вот сейчас по электричеству сделали такую систему на умных счетчиках. На счетчиках воды у нас внедрить такое еще предстоит.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Мнение
В новостях только помойки, гололед, ямы. Виноваты ли СМИ, что вокруг сплошной негатив
Любовь Никитина
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Ампутировал себе ногу. Крысы атаковали. Морфин пропал. Новости недели
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Потеря статуса или наоборот? Зачем ЧГМА собираются преобразовать в университет
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Конкурс на будущее. Что происходит с сельскими школами в Забайкалье
Редакция «Чита.Ру»
Рекомендуем
Объявления