Утром 21 февраля судейский молоток опустился на подставку - лидер банды чёрных риелторов Николай Борисенко, известный в криминальных кругах под кличкой Борисена, остаток жизни проведёт за решёткой. «Чита.Ру» вспомнило, как начиналось расследование громких преступлений группировки.
2003 год
Тогда Борисенко ещё не основал свою группировку. В 2005-м он вместе с пятью подельниками напал на производственную базу. С применением оружия они похитили автотехнику и имущество на общую сумму свыше 2,4 миллиона рублей.
Май 2010-го
История началась с пропажи 70-летнего читинца Бориса Крылова, который жил в квартире дома №109 на Бутина. Он не был женат, у него не было детей. С родственниками в последний раз он связывался в марте, а после этого его никто не видел. Сопоставив все факты следователи возбудили уголовное дело по статье «Убийство».
Буквально через месяц квартиру пенсионера сняли с учёта и перепродали.
Июнь 2010-го
В середине июня было возбуждено уголовное дело по статье «Организация преступного сообщества» в отношении 11 человек. Трое на тот момент уже были задержаны. Тогда ведомства ещё не называли фамилий, но уже было известно, что 37-летний читинец организовал группировку и стал её лидером. Позже выяснится, что этим читинцем был Борисенко.
Действовали они по такому плану: сначала подбирали собственников квартир — в основном одиноких пожилых, злоупотребляющих спиртным или имеющих большую задолженность за коммунальные услуги — а затем убивали, снимали с регистрационного учёта по месту жительства и продавали квартиры.
Чуть позже следком опубликовал фотографии разыскиваемых и их данные: Николай Борисенко, Анатолий Зинин, Дмитрий Гаркушев, Александр Зыков и Евгений Гаврилов. Помимо них в разработку следователей попали директор риэлтерской фирмы ООО «ЧитаРиэлт» Владимир Дятлов, служащие Управления Росреестра по Забайкальскому краю Алексей Черепанов и Алексей Лысенко, а также Александр Селюков, Денис Дорош и Александр Мыльников.
Август 2010-го
К августу оперативникам удалось задержать восьмерых участников ОПГ, среди которых были два сотрудника краевого Росреестра, однако Зинин и Борисенко ещё не были пойманы — их объявили в федеральный розыск.
Тогда же следствие начало раскрывать некоторые подробности деятельности группировки. Стало известно, что в мае 2010 года члены группировки убили специалистку администрации Могзона, которая снимала с учёта хозяев квартир. Видимо, преступники боялись, что паспортистка может их сдать.
Сентябрь 2010-го
В начале месяца следком возбуждает ещё одно уголовное дело — в конце июля 2008 года пропал 23-летний Михаил Толстов, который жил один в квартире на Весенней, 26. В мае он уехал в посёлок Дровяная Улётовского района и пропал. Квартиру его в июле 2010-го также продали.
Октябрь 2011-го
Прошёл год. Зинин и Борисенко до сих пор в розыске. Дело в отношении четверых пойманных членов банды передали в суд. Они получили реальные сроки, но позже суд смягчил им наказание — Селюкову назначил меньше на 3 месяца – 5,9 лет и штраф 200 тысяч рублей. Наказание Гаркушеву сокращено на 2 месяца — 7 лет и 10 месяцев со штрафом 400 тысяч рублей. Дорошу сокращено на 6 месяцев — 3 года со штрафом 150 тысяч рублей. Лысенко был лишён свободы на срок 4 года 10 месяцев условно, с испытательным сроком 5 лет и штрафом 80 тысяч рублей, что меньше на 2 месяца, чем в решении первой инстанции. Приговор Черепанову остался без изменения — 300 тысяч рублей, Дятлову тоже — 7 лет и штраф 650 тысяч рублей. Без изменения остался приговор Мыльникову — 4 года
Апрель 2013-го
Главные действующие лица ОПГ были задержаны — Зинин в мае 2012 года в Чите, а Борисенко в феврале 2013-го на российско-казахской границе.
В апреле 2013-го Анатолия Зинина приговорили к 23 годам лишения свободы (первые пять лет он отбудет в тюрьме) и выплате 1 миллиона рублей дочери убитой паспортистки из Могзона.
Тогда краевой суд рассказал, что Зинин был штатным киллером у Борисенко. 70-летнего пенсионера, квартиру которого они продали, преступники увезли из города и убили. Сотрудницу администрации Могзона Зинин убил по приказу Борисенко — застрелил её на глазах у мужа. После убийства он пытался задушить предпринимателя, который был в курсе деятельности группировки, но мужчине удалось выжить.
Декабрь 2014-го
Борисена получает свой первый срок за мошенничество и многочисленные убийства — 24 года заключения в колонии строгого режима и штраф в 700 тысяч рублей. Он также должен выплатить 1 миллион рублей в качестве морального вреда одной из потерпевших.
Июль 2017-го
Николая Борисенко приговорили к 25 годам лишения свободы. В это дело вошло нападение на базу в 2003-м и убийство 56-летнего читинца, тело которого спрятали в лесу у Смоленки.
В конце октября Верховный суд РФ отменил приговор Борисенко и передал дело на новое разбирательство в ином составе судей. Оперативного комментария о причинах тогда получить не удалось. Чуть позже краевая прокуратура сообщила, что Верховный Суд счёл приговор слишком мягким, так как присяжные оправдали подсудимого Борисенко по части статей Уголовного кодекса, в частности – за убийство жителя Читы с целью последующего завладения его квартирой и незаконное хранение и сбыт оружия.
Февраль 2018-го
8 февраля новый состав присяжных признал Борисенко виновным в подстрекательстве и пособничестве к убийству, убийстве группой лиц и хищении большегрузой техники. Лидер ОПГ своей вины не признал.
21 февраля Забайкальский краевой суд дал Борисене пожизненное. Ему также назначили штраф в 500 тысяч рублей.
Соучастники Борисенко Константин Банщиков и Роман Ноздрин, которые находились под подпиской о невыезде, получили 3 и 3,5 года строгого режима, их обоих взяли под стражу в зале суда.Кириллу Волкову, Владимиру Колобову и Сергею Федорееву суд назначил 12, 19 и 11 лет строгого режима соответственно. Все трое выслушали приговор, не поднимаясь со скамьи. Во время оглашения приговора двое из них играли в шахматы.
Мать Борисенко прокричала ему вслед: «Коля, держись!»