Ливни подложили городу мины замедленного действия: пока Чита следила за реками, начали рушиться горные дороги. Чем отличаются сели от оползней, и почему они опасны, «Чита.Ру» на примере снесённого 25 июля участка трассы Чита-Хабаровск под Читой и уничтоженных 26 июля 60 метров дороги на Высокогорье рассказал горный инженер с 10-летним стажем, сотрудник добывающей компании.
«В Чите, насколько знаю, раньше никогда не было селей. В регионе считается опасным по селеобразованию только горный Каларский район», - отметил Денис (фамилия не указана по просьбе собеседника агентства).
Первый читинский сель сошёл 25 июля - в день визита главы МЧС России Евгения Зиничева, который отложил заседание на Чайковского, 8, чтобы проинспектировать место происшествия с губернатором Натальей Ждановой и полпредом президента Сергеем Меняйло. Пострадал участок на 17-м километре федеральной автотрассы Чита - Хабаровск в районе мемориала памяти жертв политических репрессий. Сразу после схода селя Меняйло прикинул, что восстановление дороги может занять 5, 10 или «даже чуть больше» часов. В минтерразвития 26 июля уточнили, что движение придётся закрыть «на неопределённый срок» из-за возможного повторного оползня.
Глава краевого департамента ГО и ЧС Фёдор Кургузкин после возвращения с места заявил, что сель оказался оползнем. Но горный инженер Денис уверен, что сошёл именно селевой поток, и риск повторного схода породы это доказывает.
«Между селями и оползнями большая разница: как они сходят, что из себя представляют - их опасность отличается. То, что произошло на трассе Чита - Хабаровск, это классический сель. То, что на Высокогорье, - оползень», - отметил горный инженер.
У селя чётко различимы: зона формирования - исток, транзитная зона - основное русло и зона аккумуляции - дельта.
«Сель - это жидкий поток с большим содержанием - до 50-60% - твёрдых частиц. То есть, поток воды вовлекает в себя песок, глинистые частицы, камни, обломки - формируется жидкая, но очень твёрдая масса. Скатываясь, она формирует русло, вовлекая в поток ещё больше и больше твёрдого материала», - уточнил горный инженер.
Оползень создаёт локальное разрушение, сель может уйти на несколько километров вниз по склону - до равнины.
После полудня 26 июля обрушился 60-метровый участок дороги до Высокогорья, полностью отрезав спорткомплекс от остальной Читы. Минтерразвития назвало причину оползня - переувлажнение почвы. Восстановление дороги начнётся, только когда отступят грунтовые воды - пока полиция перекрыла движение.
«Оползень - это обрушение под воздействием силы тяжести массы грунта. Сначала формируется поверхность скольжения - трещина, и всё, что находится выше неё, сползает вниз», - объяснил инженер, часто сталкивавшийся с этим явлением при открытых горных работах.
Визуально места двух происшествий отличаются - как наглядные картинки из учебника по географии. Через трассу «Амур» прошёл грязевой поток, снёсший деревья выше по склону. Участок дороги на Высокогорье обрушился под собственной тяжестью.
Селевой поток очень сложно перекрыть, отметил инженер. Необходимы насыпи, направляющие лотки и другие сооружения, чтобы отвести его русло.
«Как правило, это очень капиталоёмкие мероприятия - вплоть до изменения рельефа. Сейчас, насколько знаю, там проводят отдамбовку - это одно из противоселевых мероприятий», - добавил он.