Вечером 19 сентября с аэродрома Каштак взлетел мотодельтаплан. На его борту находились лётчик испытатель Валерий Белоусов и авиадиспетчер Александр Сулимов. Это был их последний взлёт. Аппарат рухнул на участок в микрорайоне Отрадный и загорелся. 20 сентября следствие озвучило две возможные причины происшествия.
«В настоящее время рассматриваются две основные версии - это ошибка пилотирования и техническая неисправность воздушного судна. Проверка продолжается, по её результатам будет принято правовое решение», - сообщил в комментарии ГТРК «Чита» руководитель Забайкальского следственного отдела на транспорте Роман Дудкин.
Читинский авиатор Леонид Кулеш считает, что главная причина этой трагедии — роковое стечение обстоятельств.
«Говорю со слов людей, которые видели эту ситуацию. Они видели нестабильный полёт и опрокидывание. С этой ситуацией можно было справиться, если бы всё происходило на большей высоте. Возможно, в полёте был сильный порыв ветра. Наверное, они попали в какую-то турбулентность. Крыло развернуло и начало болтать. Возможно, они хотели уйти из этого места — сдвинуться куда-то, из-за этого получили ещё порцию турбулентности. Пилот бы вышел, но для этого нужна была большая высота - метров 200. А с 50 метров не хватило высоты, чтобы стабилизировать аппарат. Крыло было исправно, аппарат был совершенно новый, только что приехавший от производителей. Его облетали», - отметил Кулеш.
По его словам, вечернее время для полёта не могло быть причиной трагедии.
«Это не поздний вылет. Ничего не предвещало плохой погоды, была прекрасная видимость. Солнце ещё было над горизонтом. Это горькое стечение обстоятельств — порыв ветра, турбулентность, маленькая высота», - сказал Леонид Кулеш.
Погибший пилот Валерий Белоусов — лётчик-испытатель, прошедший две войны. Он работал на вертолётном заводе в Чите. Директор предприятия Евгений Днепровский сказал, что это огромная потеря для всех.
«Он долго у нас работал. Не хочется давать комментарии, не то состояние. Отличный профессионал, хороший человек. Это было его хобби. Человек, увлечённый небом полностью», - сказал Днепровский.
Леонид Кулеш также отзывается о Валерии Белоусове только положительно.
«Уровень пилота — запредельный. Он летал на всём. Летал очень хорошо. Летал разумно. Очень корректно и взвешенно. Это человек, который никогда излишне не рисковал. Он всегда всё делал по методическим описаниям. Он знал, как испытывать авиационную технику даже на государственном уровне. Ежедневно это делал на заводе, всё делал по правилам. Это не авиахулиган. Таких в наших сообществах минимум. Он к их числу не относился. Это профессионал», - сказал Кулеш.
Александр Сулимов работал авиадиспетчером на Кадале. У него тоже были необходимые навыки пилотирования.
«Понимаете, людей тянет в небо. У них профессии связаны с небом. Конечно, это проявляется тем, что человек хочет летать. Не на больших вертолётах, как на работе, а, уйдя на пенсию, на маленьких летательных аппаратах», - говорит Кулеш.
Разбившийся мотодельтаплан принадлежал одному из погибших.
«Скорбим и просто переживаем, что ушли самые лучшие люди в клубе. Самые отзывчивые. Самые добрые. Самые порядочные. Любящие небо», - сказал Леонид Кулеш.
Навсегда.
Валерию Белоусову было 59 лет. Александру Сулимову летом исполнилось 50 лет.