Читинский гарнизонный военный суд на заседании 3 марта назначил 2 года условно и 30 тысяч рублей штрафа военному Руслану Мухатову, обвиняемому в издевательствах над солдатами в войсковой части посёлка Горный Забайкальского края. Одним из потерпевших стал Рамиль Шамсутдинов, расстрелявший 25 октября 2019 года восьмерых своих сослуживцев. Мучительное дело длиной в 2 месяца с общественным резонансом наконец получило развязку.
В деле фигурируют два случая неуставных отношений. Первый был в сентябре 2019 года, когда рядовой Мухатов заставлял солдат без отдыха отжиматься, подтягиваться на перекладине, а также «ловить бабочек», то есть выпрыгивать из положения приседа с хлопками над головой. Тем, кто из-за усталости не мог продолжить упражнения, Мухатов «пробил лося» — ударил кулаком в боксёрской перчатке по скрещенным на лбу рукам.
Второй случай произошёл в октябре. Тогда Рамиль Шамсутдинов шёл в курилку, а Мухатов отчитал его за курение в неположенное время и пнул по ноге.
За несколько часов до оглашения приговора судья выслушал прокурора, адвоката и самого Руслана Мухатова.
Гособвинитель попросил для Мухатова с учётом всех смягчающих обстоятельств 2 года в колонии-поселении и 30 тысяч рублей штрафа. Адвокат Рамиля Шамсутдинова Равиль Тугушев согласился с предложенной мерой прокурора, уточнив, что сам Шамсутдинов просил отправить обвиняемого в дисциплинарную часть. Но из-за того, что срок службы Мухатова закончился, это невозможно.
Проще говоря, Шамсутдинов настаивал на отправке Мухатова в дисбат — наказание заключается в принудительном направлении осуждённого на определённый срок в дисциплинарную часть, в которой он подвергается исправительному воздействию. В России действуют две дисциплинарные воинские части: в Нижегородской области и в Забайкальском крае.
При расследовании дела следователи опросили Мухатова и провели следственный эксперимент с участием статиста, защитника и понятых, где солдат показал, как проводил тренировку для новобранцев и как «пробивал лося» – бил двоих солдат кулаком в боксёрской перчатке по рукам, которые срочники по приказу скрестили на своих лбах.
Следователи не установили связи между действиями Мухатова и стрельбой Шамсутдинова в военной части.
Равиль Тугушев на заседании суда назвал дедовщину позорным явлением армии России.
«В его лице (обвиняемого в издевательствах над Шамсутдиновым и его сослуживцами Руслана Мухатова — ред.) мы судим то позорное явление, которое есть в российской армии. Официально оно называется неуставными отношениями, или дедовщиной», — сказал Тугушев.
Он возмутился, почему во время спортивных занятий в части ответственным остался сержант, а не вышестоящий по званию. Также он задался вопросом, почему в построении и спортивной тренировке принимали участие только молодые бойцы.
Кроме того, описывая события, когда Мухатов заставлял солдат выполнять физические упражнения, Тугушев упомянул боксёрскую перчатку, которой военнослужащий «пробивал лося» тем, кто не справился.
Адвокат Мухатова Андрей Глазков, комментируя в суде информацию о ненормированных тренировках, привёл слова кандидата педагогических наук факультета физической культуры и спорта Забайкальского госуниверситета о том, что упражнения, которые приводятся в материалах дела как издевательства, классические и не могут унижать человеческое достоинство.
«Про сами упражнения выяснено ничего не было. В общем доступе в интернете нашёл и сделал копии, что это распространённые упражнения, применяются в лёгкой атлетике. Никакого вреда здоровью не несут, в спортивных мероприятиях и разминках часто употребляются», — сказал Глазков.
Сторона обвинения не согласилась с доводами, заявив, что объяснение не относится к материалам дела, поскольку подсудимый Мухатов именно издевался, перетренировывая солдат.
Сам Мухатов свою вину признал и попросил назначить наказание, не связанное с лишением свободы.
«Я полностью согласен с предъявленным обвинением. Тем не менее, прошу о снисхождении, потому что мои родители пенсионеры и, кроме как мне, ухаживать за ними некому. Также прошу суд не наказывать меня слишком строго, потому что ранее я к уголовной ответственности не привлекался, в содеянном раскаялся и в дальнейшем нарушать закон не намереваюсь», — сказал Мухатов.
Суд учёл, что военнослужащий отдал по 500 рублей в качестве возмещения морального вреда потерпевшим, а также принёс извинения. Смягчающим обстоятельством посчитали и признание вины, и то, что к уголовной ответственности парень ранее не привлекался. После оглашения приговора рядовой ещё может подать апелляцию, и, наконец, спустя два месяца после окончания службы, отправиться домой.