Начало лета в Забайкалье ознаменовалось наводнением, которое вызвали ливни и вышедшие из берегов небольшие реки. Потоп был стремительным - вода поднялась и схлынула в считаные дни.
Пострадавшие сёла 7 июня поехал осматривать губернатор Александр Осипов, собрав с собой делегацию краевых чиновников. На месте уже был вице-премьер Андрей Гурулёв, который носился по залитым районам с самого начала и был уже запанибрата с главой Сретенского района. Губернатора также сопровождал новый заместитель Александр Костенко, глава минсоцзащиты Евгений Казаченко и замминистра финансов Дмитрий Семёнов.
Дунаево. Фекальный потоп.
Осмотр пострадавших сёл Осипов с командой начал с села Дунаево. Вдоль дороги там виднелись живописные лужи. Там, где лужа напоминала небольшое болото, губернатора ждала группа женщин под весёленькими зонтиками.
Глава села Татьяна Стасюк коротко доложила обстановку и повела главу региона в один из затопленных домов. Затопило там, по правде говоря, только зимовьё, основное жильё стоит выше и вода попала только в подполье. А вот огород и картошку подмочило.
Глава района Алексей Закурдаев рассказал, что в Дунаево обследовали и признали пострадавшими 15 домов. Повреждённые дороги пока обследуются и ущерб ещё не установлен.
После этого настала пора общения с местными. У женщин, ждавших губернатора, было изрядно вопросов. Начали с канализации, которая затопила село задолго до начала паводка.
Из восклицаний можно было понять, что зимой канализационная труба прохудилась, её начали ремонтировать, но тщетно. Фекалии залили территорию села и даже некоторые огороды. Одна из женщин, потрясая бумагами, утверждала, что надзорные органы, куда она написала множество жалоб, не предприняли никаких мер. Хотя на всё село пахнет, а пьющий из луж скот дохнет.
На месте встречи, действительно, пованивало. Можно предполагать, что коммунальная авария, из-за которой село было залито, сыграла роль в затоплении. На месте выяснилось, что за канализацию отвечает читинская компания-концессионер, которую недавно за какие-то грехи прогнали из Сретенска. Осипов через Закурдаева договорился организовать встречу с директором.
Люди жаловались на свалки. Выяснилось, что «Олерон» в Дунаево не работает, так как нет проезда для мусоровоза и население самостоятельно вывозит мусор на свалку. Ну, как на свалку. Если верить местной жительнице, то просто за огороды, так как не у всех есть транспорт.
По мере общения женщины распалялись и уже не сдерживали свои эмоции.
— У нас в каждом доме дети, а в нашей части села ни одного места для игр. Чтобы туда прийти, надо переходить через железную дорогу. Получается, что там дети живут, а у нас — так себе? - восклицала молодая мама.
— Почему на горе сделали свет, а мы тут должны как щенята! Слепые! - вторила ей пожилая односельчанка.
К этому моменту созрела и одна из пострадавших от наводнения, обрушившись с обвинениями на сотрудников МЧС.
Позже пресс-служба ГУ МЧС дала свои пояснения по этому поводу.
Она же задала вопрос про возмещение ущерба: «Мы жильё снимаем, по закону нам не должны возмещать ущерб. А у меня нет денег ни на ремонт, ни на [тепловую] пушку, чтобы дом просушить. Пол в доме поднялся, под ним ил и мусор. Сейчас там будут блохи и мокруши. Всё в доме будет. А у меня ребёнок маленький».
Ей пояснили, что законодательно установлен такой порядок - если дом не в собственности, то выплаты назначаются по решению суда. Закурдаев напоследок пообещал, что юрист в администрации будет помогать жителям составлять необходимые иски.
Стремительный потоп
Село Верхняя Куэнга почти не пострадало. Губернатор здесь красиво постоял на кучах гравия, насыпанных вдоль берега. Свистнул купающимся ребятишкам и отчитал местных чиновников за отсутствие организованного места для купания.
Местные жители, сидевшие и стоявшие вдоль забора, на визит губернатора и его сопровождения отреагировали на удивление спокойно - без жалоб и вопросов. Всё, мол, у нас слава богу, езжай себе дальше, уважаемый.
Эта поездка в целом отличалась от визитов, которые Осипов наносил во время предвыборной кампании. И жители встречали главу региона с меньшим восторгом, и сам губернатор был более сдержан в порывах и решении всяческих проблем. Ну то есть указания раздавал, а вот покосившиеся заборы сам уже поднимать не рвался.
Хотя по домам старался ходить, как и прежде. Пока губернатор общался с хозяйкой подтопленного двора, сотрудник МЧС объяснил журналистам, что Куэнга, как любая другая горная речка, после ливня быстро выходит из берегов и так же быстро входит.
«Шилка - большая река, прибывает медленно, а такие речушки - стремительно. Люди успевают, условно, только документы взять, да на крышу заскочить. Наводнения цикличны, были подтопления в 58-м, 88-м и 2008-м годах. Но в 88-м был колхоз, была техника, а сейчас нет ничего и люди остаются сами по себе», - рассказал спасатель, добавив, что в сухие периоды люди стараются строиться ближе к воде.
В его монолог вмешивается местный житель, вспомнивший, что раньше в селе ниже улицы Набережной был ещё ряд домов, хозяева которых позже предпочли переселиться.
- Раньше и в Шилку вода быстрее уходила. Там дно углубляли, брали гравий и русло было вот такое - показал сотрудник воображаемую пиалку, а сейчас вот так - будто погладил по столу.
Берег вместо картошки
Вода разворотила в Усть-Наринзоре дорогу и подмыла два забора. Огороды там стали похожи на берег. Но больше всего пострадал участок пенсионерки Татьяны Никулиной.
Он до сих пор плачет, вспоминая события ночи 3 июня.
«В 2018 году тоже поднималась речка, но меня обошло стороной, маленько с краю подтопило, но Бог миловал. А нынче страсть - со всех сторон. Нас глава успел перевезти, потому что его предупредили. Вода пришла часу в пятом и всё вообще смыло. Во дворе ямы, а картошка вся туда уплыла», - показывает она на огород.
Наводнение оставило её без урожая, но это не самое страшное. В дом вода не попала, но залила подполье, отчего, по словам женщины, фундамент поплыл и начала уходить вниз печка.
К ней в дом чиновники не пошли. В это время они осматривали мост, который требовал внимания.
Страшная красота
По дороге в Шелопугинский район губернатор посмотрел, как ремонтируют трассу Могойтуй-Сретенск-Олочи, которую изрядно подмыла река Куренга.
Начальник местного ДЭУ сообщил, что всего ремонта после паводка потребовали шесть участков, которые рабочие планируют завершить к концу недели.
Губернатор с явным недовольством заинтересовался, почему для отсыпки используется глина.
- Так она связывает, - пояснил начальник дорожников.
- Связывает, а потом после дождя превращается в стиральную доску. Положено же щебнем, - строго посмотрел на него Осипов.
Тот решил просто согласиться с губернатором.
- Надо продумывать, какую технику надо, изучайте возможность, заказы у вас постоянно есть, надо, чтобы были качественные материалы. А то люди жалуются, - сказал ему подобревший Осипов.
Дорога эта столь же прекрасна, сколь ужасна. Она петляет между рекой и крутой сопкой, из которой нависают скалы.
Уплывший мост
Село Мироново в Шелопугинском районе и вовсе не стало отправлять жителей на встречу. Глава Николай Деревцов коротко пожаловался, что река повредила мост и теперь часть села для автомобилей недоступна.
«Уровень воды у нас обычно полметра, а прибыла река до 2,9 метра. Подтопило пять домов. Мост пришёл в негодность. На той стороне реки находится трансформатор, ретранслятор и несколько домов - 25 человек живут, в том числе дети-школьники. Была авария на трансформаторе, и пришлось людям с инструментами пешком добираться. Сделать бы нам мост хотя бы для «уазика», - рассказал Деревцов.
В соседнем поселении мост вовсе не выдержал напора воды. Из-за этого село Деревцово осталось без сообщения.
«Глава Малотонтойского сельского поселения (в него входят села Малый Тонтой, Большой Тонтой и Деревцово - ред.) позвонила, сообщила, что снесён мост. Мы осмотрели место, провели заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям и ввели режим ЧС на территории сельского поселения. Деревцово оказалось отрезано, так как с другой стороны к нему подъезда нет», - рассказал журналистам глава района Василий Балагуров.
По его словам, в селе нет никаких соцобъектов, только один киоск, поэтому власти организовали доставку продуктов и медикаментов, а также вывезли одного жителя в районную больницу.
«Дороги там нет, местность болотистая. Пришлось проезжать на двух автомобилях попеременно с помощью трактора. Таким образом жителей всем необходимым обеспечили», - добавил Балагуров.
На восстановление моста нужно 4,2 миллиона, районные власти подготовили смету и до конца недели готовы заключить контракт.
Удивительно, что мост не рухнул в другое время. Со слов главы, он стоял около 30 лет и пострадал, вероятнее всего, от брёвен, которые несла Куренга.
На месте этого моста губернатор подвёл итоги поездки. С его слов, ущерб от наводнения окончательно не подсчитан, но предварительно превысит 100 миллионов рублей.
После полной оценки ситуации в крае будет приниматься решение о введении режима ЧС и есть вероятность, что он распространится на весь регион.
Осипов сказал также и о том, что есть угроза подтопления в других районах. В связи с этим органы власти на краевом и местном уровне сейчас озадачены всей необходимой подготовкой.