Уголовное дело в отношении руководителя Департамента по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края Александра Жужурина и его заместителя Тумэна Сампилова продолжается с марта 2021 года. Их обвиняют в превышении полномочий при проведении госконтракта на строительство трёх пожарных частей в районах Забайкалья, а Жужурина также в служебном подлоге.
Депутата Госдумы Андрея Гурулёва 1 февраля вызвали в Центральный районный суд Читы в качестве свидетеля. На момент событий он вёл комиссию по чрезвычайным ситуациям и лично принимал участие во введении особого режима в районах, который позволил заключить контракт.
В 2020 году по поручению Путина департамент объявил аукцион на строительство пожарных частей в сёлах Балейского, Ононского и Оловяннинского района, который выиграла компания «Ремстрой» из Иркутска, однако позже её в одностороннем порядке поменяли на компанию из Томска «Томскэнергосбыт». Для совершения такой аферы властям пришлось ввести в трёх районах, где должны строиться пожарные части, режим повышенной готовности, заплатить на 32,8 миллиона больше, чем официальному победителю торгов, а также выплатить деньги за работу компании из Томска ещё до сдачи объекта, что противоречит условиям контракта.
В замене «Ремстроя», выигравшего контракт, на «Томскэнергосбыт» УФАС обнаружило признаки махинаций с госзакупками со стороны Департамента ГО и ПБ и признаки нарушения закона о защите конкуренции со стороны губернатора Забайкалья Осипова, его заместителя Андрея Гурулёва, Департамента по ГО и ПБ и «Томскэнергосбыта». По данному факту возбудили уголовное дело. Есть подозрение, что победителя торгов сняли с аукциона под надуманным предлогом для лоббирования интересов конкретной компании.
Нарушения усмотрели в техзадании контракта, где были внесены изменения в процессе торгов, что позволило отозвать деньги у «Ремстроя» (около 90 миллионов рублей) и сразу заплатить «Томскэнергосбыту» (около 123 миллионов рублей); в том, что замгендиректора «Томскэнергосбыта» Александр Братухин — бывший директор по экономике и финансам «Читаэнергосбыта» в 1999—2004 годах работал в КРУ (Контрольно-ревизионное управление) Минфина России в Читинской области с первым вице-премьером Забайкалья Андреем Кефером; во введении режима ЧС (введение такого режима — лазейка в законе, позволяющая заключить контракт без проведения конкурентного конкурса).
Показания Гурулёва в суде
Минфин России через МЧС выделил бюджету Забайкальского края на строительство пожарных частей 124 миллиона рублей. Деньги перевели в Департамент ГО и ПБ, который, в свою очередь, отдал их ГУ «Забайкалпожспас» для объявления аукциона и заключения контракта на строительство частей. В объявленном аукционе победила компания «Ремстрой», предложившая наименьшую цену исполнения контракта — 90 миллионов рублей.
Однако после проведения аукциона и оглашения победителя к Гурулёву обратился исполняющий обязанности руководителя ГО и ПБ Сампилов, временно заменявший на этом посту Жужурина (Жужурин на тот момент болел), и выразил опасение, что выигравшая организация не сможет выполнить обязательства по контракту. Свои подозрения он аргументировал Гурулёву тем, что, согласно налоговым декларациям, фирма имеет в составе только одного сотрудника, чистую прибыль всего 500 тысяч рублей за год, а её учредитель Роман Тюрюханов также является и учредителем компании ООО «Каркас», которая тоже участвовала в этом аукционе.
«Фактически это фирма-«однодневка», которая не имеет никаких людей по данным налоговых органов. И самое главное — она изменила условия контракта, которые существуют, поэтому мы не то что имеем право, а обязаны были её убрать для выполнения задач, поставленных в указе президента».
Сампилов попросил Гурулёва дать указание об отзыве лимитов, доведённых до «Забайкалпожспаса», для заключения нового контракта, поскольку срыв работ грозил бы региону потерей 120 миллионов рублей на постройку пожарных частей и привёл бы не только к возврату этих денег в федеральный бюджет, но и в целом к отказу от финансирования строительства пожарных частей в крае на 3,7 миллиарда рублей в 2021 году.
Гурулёв пояснил, что Сампилов попросил его об этом, а не сделал это самостоятельно, так как в силу своей должности не может командовать минфином, а Гурулёв как зампред правительства мог дать такое поручение.
По просьбе Сампилова Гурулёв дал устное поручение Жужурину отозвать у «Забайкалпожспаса» лимиты в Департамент ГО и ПБ для того, чтобы у «Забайкалпожспаса» было основание для расторжения контракта с «Ремстроем».
«Вот эта организация, которая, по сути, мошенническая, втихую пыталась изменить условия соглашения, она нарушает закон. [...] Решение о том, чтобы выигравшая компания не занималась выполнением контракта, принималось Департаментом ГО и ПБ. Сампилов доложил, что компания не выполнила необходимые условия и нарушает закон. По его просьбе я дал поручение на отзыв денег у «Забайкалпожспаса» и переводе их в департамент. Присутствовал при этом и Кефер».
Поскольку выделенные деньги нужно было успеть освоить, по инициативе губернатора была проведена КЧС (Комиссия по чрезвычайным ситуациям) в кабинете Гурулёва, где комиссия порекомендовала губернатору Александру Осипову ввести режим повышенной готовности. Осипов подписал постановление. В рамках этого режима Департамент ГО и ПБ должен был заключить контракт на поставку модульных пожарных депо.
«Режим повышенной готовности не имеет большого отношения к тому, какую компанию выбрать, потому что, если та компания, которая выиграла, нарушила условия соглашения, она автоматически лишается права строить пожарную часть. Был введён режим повышенной готовности, не был введён режим повышенной готовности — для нас основной темой было, чтобы мы к марту, когда начинаются пожары, имели уже пожарные части».
Депутат отметил, что комиссия по чрезвычайным ситуациям является лишь совещательным органом и предложения комиссии не обязательны к исполнению. Губернатор мог как не принять предложение, так и ввести особое положение самостоятельно.
Судья заметила Гурулёву, что на заседании КЧС отсутствовали шестеро человек, хотя в протокол комиссии все участники были внесены как присутствующие. Депутат ответил, что это нужно спрашивать не у него, а у сотрудника Департамента ГО и ПБ, который составлял протокол.
Гурулёв заявил, что для заключения нового контракта с другой компанией объявление нового конкурса было не нужно.
«Выигравшую организацию убрали из-за нарушений, организация «Томскэнергосбыт» была вторая в конкурсе, поэтому она как следующий кандидат на очереди этот контракт и выиграла».
По словам Гурулёва, стоимость соглашений между «Ремстроем» и «Томскэнергосбытом» отличалась на 30 миллионов рублей, так как при изменении контракта не учитывался вопрос именно сборки и установки пожарной части на месте, вопрос стоял лишь по поставке.
Акты принятия пожарных частей подписал Жужурин, хотя 1 января объекты ещё не были готовы к сдаче в эксплуатацию, но к 1 марта здания полностью стояли.
«Если мы ставим вопрос о целесообразности траты бюджетных денег на строительство пожарных частей, то все они были потрачены туда, куда они должны были быть потрачены».
Озвучивалась ли Гурулёву другая организация, которая вместо выигравшей фирмы возьмётся за контракт, депутат не помнит:
«Сампилов докладывал по «Ремстрою», что он не может участвовать. А «Томскэнергосбыт» или ещё кто-то — вы поймите правильно, что я ни тех ни знаю, ни этих, ни пятых, ни десятых. И в глаза их не видел».