Пропал ребенок — ситуации страшнее, пожалуй, не придумаешь. Каждый раз на уши встает весь город, край и порой вся страна. Нам, конечно, очень хотелось бы, чтобы пропавшие дети живыми и здоровыми возвращались домой. А еще лучше — не пропадали вовсе. Но это совсем не в наших силах. Вспомнили самые громкие истории пропажи детей в Забайкалье за последнее время. Такое забывать нельзя, это опыт, который позволяет работать лучше сейчас.
Их искали больше двух месяцев
Семилетний Давид и девятилетний Кирилл играли без присмотра на улице в поселке Карымское и не вернулись домой 16 марта 2008 года. Оперативно-разыскные мероприятия по их поиску не прекращались больше двух месяцев. Среди основных версий правоохранители рассматривали уход из семьи, похищение и несчастный случай.
Сотрудники милиции, УФСИН, главного управления МЧС, военнослужащие, кинологи с собаками, работники администрации и жилищно-коммунальных служб, жители района — сотни людей прочесывали все окрестности поселка. Были проверены песчаный карьер, побережье реки Ингоды, чердаки и подвалы. Милиционеры опрашивали жителей Карымского.
На основании показаний очевидцев был составлен фоторобот возможного похитителя. Его изображение разослали по всем районам Забайкалья и ближайшим регионам. В конце марта был задержан предполагаемый преступник, однако у него было достоверное алиби. Мужчину даже хотели проверить на детекторе лжи.
Губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин объявлял вознаграждение 500 тысяч рублей тому, кто предоставит важную информацию о местонахождении детей. Свидетели заявляли, что видели мальчишек в пригородном поезде Карымское — Чита. Проверялись все станции, на которых они могли сойти. Также очевидцы сообщали, что видели детей в Чите в районе Центрального рынка, у магазина «Весна» и на центральной площади. Эти версии также отрабатывали сотрудники милиции.
Их тела были найдены только 28 мая в очистных сооружениях на окраине поселка. Местный работник проводил обход и обнаружил одного из ребят на берегу, за вторым плавали на лодке. Следов насилия на них не было. По основной версии, Кирилл и Давид катались на горке, образующейся рядом с очистными сооружениями, и провалились под лед. По этой причине собаки не могли учуять тела.
Позже прокуратура, Ростехнадзор и трудовая инспекция проверили очистные и обнаружили ряд нарушений техники безопасности. Руководителей организации оштрафовали на 20 тысяч рублей.
Так появился поисковый отряд
Днем 15 апреля 2014 года 7-летний Костя поехал на велосипеде от родственников с фермы домой в поселок Карповка Читинского района. К вечеру мальчик так и не зашел домой, его родители сначала самостоятельно вышли на поиск и затем обратились в полицию. Сотрудники были подняты по тревоге. Поисковые мероприятия продолжались в течение всей ночи, с наступлением утра в район были направлены дополнительные силы.
В это время читинцы начали организовывать сбор добровольцев, всего в поисках участвовали больше 300 человек. Они прочесывали лес пешком, на мотоциклах и машинах. Члены автоклубов приезжали на квадроциклах. К середине дня примерно в 10 километрах от фермы был найден брошенный велосипед мальчика.
По основной версии, Костя заблудился, свернул не в том месте и поехал по неверному пути. Поиски продолжились и 17 апреля, добровольцы жгли костры, подавали звуковые сигналы, чтобы мальчик смог выйти к людям. Пилоты на легких самолетах клуба авиаторов Читы совершали облет территории в районе поисков.
Тело мальчика нашли уже ближе к ночи. Следов насилия видно не было. Следователи и полицейские предположили, что причина смерти — переохлаждение. Эту версию подтвердили и судмедэксперты.
«Тело мальчика было найдено в 2,5 километра от места нахождения его велосипеда. Вынуждены констатировать, что 16 апреля — во второй день поисков — тот ручей, где было обнаружено тело мальчика, прочесывался, но лес в том районе завален деревьями, горельником, есть кустарники, что осложняло поиски. Поэтому 17 апреля штаб принял решение прочесать эту местность еще раз. Вероятнее всего, мальчик замерз в первую же ночь после того, как потерялся», — сообщил 18 апреля тогдашний начальник департамента по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края Федор Кургузкин.
Поиски Кости выявили неготовность властей к координации с волонтерами. Сбор людей был стихийным. Многие приезжали на эмоциях, не подготовленными к ориентированию на местности, в неподходящей одежде и обуви, без прививок и репеллентов от клещей, на машинах низкой проходимости. Несколько волонтеров сами потерялись в процессе поисков. Выводы сделали и сотрудники поисково-спасательной службы, МЧС и департамента ГО и ЧС, и сами волонтеры. Вскоре был создан поисковый отряд, который назвали в память о мальчике.
«Вся эта история не оставила меня равнодушным. Я решил организовать добровольцев в общую группу. Создать команду, которая объединила бы таких людей. Людей, которые в любой момент могут по первому звонку выехать на поиски пропавших», — процитировали слова основателя и руководителя поискового отряда имени Кости Долгова Дениса Широбокова в группе отряда во «ВКонтакте».
Он получил пожизненный срок
Двенадцатилетняя Даша ушла из дома в Чите рано утром 19 октября 2018 года. Она должны была прийти в школу и как обычно сесть за парту. Но на уроках она так и не появилась. Ориентировку с описанием ребенка начали распространять в группе поискового отряда ближе к вечеру. Около 18:00 родители обратились в полицию, сотрудники были подняты по тревоге.
На следующий день было возбуждено уголовное дело по признакам убийства. Поиски продолжились и 21 октября, тогда добровольцы объявили общий сбор. На помощь вышли больше 100 волонтеров и порядка 300 правоохранителей. Они осматривали разные районы города, расклеивали листовки.
Следователи допросили свыше сотни человек в качестве свидетелей: одноклассников и друзей девочки, руководство и преподавателей школы. Изучались записи камер видеонаблюдения в районе предполагаемого маршрута девочки, также сотрудники следкома просили автовладельцев предоставить записи с регистраторов.
22 октября дело о пропавшей Даше передали в отдел особо важных расследований. В состав следственной группы были включены все следователи-криминалисты следственного управления СКР, а также следователи из всех городских следственных отделов.
Родственники пропавшей девочки записывали видеообращения к Даше и просили ее вернуться домой. Но уже в ночь на 23 октября по подозрению в похищении и убийстве школьницы был задержан 45-летний мужчина. Во время обыска у него нашли телефон девочки. Чуть позже на автостоянке, где жил и работал подозреваемый, было обнаружено и ее тело.
Следователи сообщили, что подозреваемый был трижды судим за педофилию и изнасилования. В последний раз он освободился в 2008 году. Но уже в октябре 2019 года мужчина за убийство девочки получил пожизненный срок.
Похитил собственный отец
В январе 2018 года управление Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю распространило информацию о том, что 5-летнего Алексея увез в неизвестном направлении собственный отец Сергей. Ребенок должен был жить с матерью по решению суда. Но мужчина отобрал мальчика 24 декабря 2017 года на улице в Чите, направив на бывшую супругу газовый баллончик.
«Отец уже забирал ребенка. Летом 2017 года приставы нашли мальчика, спрятанным в диване в доме отца. Тогда ребенка по решению суда изъяли и передали матери. У отца был порядок общения с мальчиком. Но 24 декабря он вновь забрал ребенка», — уточнили в пресс-службе ведомства.
Отец заявил, что не прятал мальчика, а он сам туда забрался, так как якобы не хотел возвращаться к маме. Позже к поискам ребенка подключались и полицейские. Однако найти его не удалось ни спустя два месяца, ни через год. Сотрудники полиции говорили с отцом ребенка, однако не нашли оснований для привлечения мужчины к ответственности, так как этот случай не считается похищением. В ведомстве также заявили, что жизни и здоровью мальчика ничего не угрожает.
В апреле 2019 года Центральный районный суд Читы постановил ограничить в родительских правах Сергея. На заседании оказалось, что читинец лишает сына права на образование, поскольку 7-летний ребенок больше года не ходит в детский сад.
В 2020 году выяснилось, что Сергей прятал мальчика в погребе. После этого мать с ребенком переехала из Читы в Красноярск. Там мальчик ходил в школу. Но в декабре 2020-го он не вернулся домой — его увез отец. С тех пор о местонахождении Сергея и его сына ничего не известно.
Сам Сергей заявлял «Чита.Ру», что до апреля 2016 года у него с бывшей супругой не было разногласий при общении с детьми — кроме Алексея, у них еще есть старший сын Олег. Затем женщина вышла замуж, и ее новый муж избил старшего ребенка. За это его привлекали к административной ответственности. Поэтому Сергей решил самостоятельно воспитывать обоих детей. При этом с новым супругом женщина уже развелась.
«Отец в данном случае, по-моему, реализовывает какие-то свои амбиции. Он же не сможет ребенка вечно скрывать в диване, мальчику всё равно нужно будет посещать школу, получать образование, в социальной жизни участвовать. Ему гулять нужно, а его, условно говоря, в багажнике возят», — говорил начальник отдела организации розыска УФССП региона Алексей Суставов.
В октябре 2021 года следователи возбудили уголовное дело по признакам убийства малолетнего. Это не значит, что с мальчиком что-то произошло. Дело об убийстве — это стандартная схема при пропаже человека. Если с Алексеем всё в порядке и он живет где-то с отцом, сейчас ему уже должно быть девять лет.