Катастрофа Ту-104 под Читой, которая произошла 18 мая 1973 года, стала крупнейшим терактом в истории СССР. Авиалайнер «Аэрофлота» выполнял внутренний рейс SU-109 по маршруту Москва — Челябинск — Новосибирск — Иркутск — Чита, но при заходе на посадку в Чите на его борту взорвалось самодельное взрывное устройство, и он рухнул на землю в 97 километрах от аэропорта. Мы восстановили хронологию трагедии.
При подготовке материала были использованы данные из «Википедии», с сайтов РИА Новости, «Лента.ру», Rg.ru, Airdisaster.ru.
Ту-104А был выпущен в апреле 1958 года. Салон вмещал 70 пассажиров, потом был уплотнен до 85 мест. Изначально самолет поступил в Московское территориальное управление гражданского воздушного флота, где с 17 мая 1958 года эксплуатировался во Внуковском, а с 16 марта 1966 года — в Домодедовском отдельном авиаотряде. 24 апреля 1972 года он перешел в Иркутский отдельный авиаотряд Восточно-Сибирского управления гражданского воздушного флота авиакомпании «Аэрофлот». На день катастрофы авиалайнер совершил 8841 цикл «взлет — посадка» и налетал 19 329 часов.
Во время промежуточной посадки в Иркутске на авиалайнере меняется экипаж.
В новый состав рейса SU-109 входят:
командир воздушного судна Николай Андреевич Ободянский;
второй пилот Юрий Владимирович Пономарев;
штурман Владислав Сергеевич Барышников;
бортмеханик Георгий Георгиевич Кузенков;
бортрадист Николай Андреевич Ефимцев.
В салоне самолета работают три бортпроводника:
Татьяна Михайловна Евстигнеева;
Ольга Васильевна Корицко;
Геннадий Анатольевич Грачев.
Также в составе экипажа есть сопровождающий милиционер — младший лейтенант Владимир Михайлович Ёжиков.
Ёжиков был родом из села Икей Тулунского района Иркутской области. По словам его сестры, которая комментировала инцидент «Лента.ру», он стал милиционером случайно.
— С детства брат мечтал быть журналистом и даже поступал в Иркутский госуниверситет на отделение журналистики филологического факультета, но не прошел по конкурсу. Тогда ушел в армию, попал в Чехословакию. Способность хорошо рисовать определила воинскую специальность — картограф, — рассказала Светлана Бояршинова, сестра Владимира Ёжикова.
После демобилизации Ёжиков устроился художником на Иркутский авиазавод. Оттуда владеющего приемами самбо молодого человека пригласили в отдел милиции местного аэропорта. При этом на борту Ту-104А Владимир оказался вне своего графика, заменив опоздавшего на службу коллегу.
Четверо пассажиров в ожидании самолета напиваются: трое пропускают посадку, а пьяный в стельку подполковник не может взобраться по трапу, его возвращают в здание аэропорта.
На борт поднимаются отец четверых детей Георгий Лапшинов и 1-й заместитель заведующего Читинским облздравотделом, талантливый врач-фтизиатр Станислав Францевич Шнейвас.
На борт садится команда боксеров Забайкальского округа, возвращающаяся домой с медалями после успешных соревнований в Прибалтике.
В последние минуты перед взлетом на борт Ту-104А поднимается молодой военнослужащий, который опаздывал в часть после отпуска. Он уговорил сотрудников аэропорта повторно подогнать трап к самолету.
Самолет вылетает в Читу
Рейс 109 вылетает из Иркутска. На борту самолета находятся 72 пассажира – 68 взрослых и 4 ребенка.
Примерно в это время Юрий Георгиевич Поморцев прибегает в кассы, чтобы зарегистрироваться на рейс до Читы, но кассир его останавливает: «Ваш рейс уже в воздухе!» Он прилетел на следующий день и дома встретил заплаканных родственников, которые думали, что он погиб.