Вечером 24 июня на девятилетнего мальчика в детском спортивном лагере «Арахлей» напала свора собак — ребенка нашли спустя 2 часа в лесу истекающим кровью. Мы приехали на место происшествия, застали следователей за работой и попытались выяснить, как стала возможной трагедия.
Как выглядит лагерь
Смена только началась. Произошедшее потрясло всех, но лагерь продолжает жить. На его территории рядом с забором дети учат какой-то танец, рядом прыгают девочки на скакалке. Каждые полчаса через забор проходят воспитанники вместе с тренерами и вожатыми. Идут в сторону озера, но не для того, чтобы купаться, а чтобы заниматься спортом. Их заставляют прыгать вверх по лестнице — это такое упражнение на ноги. Это лагерь школы олимпийского резерва № 1, поэтому неудивительно, что все здесь занимаются спортом.
Когда мы приехали, у входа было сразу пять автомобилей, среди них полиция и следователи. Разговаривать с нами не стали. Мужчины в форме изымали документы, опрашивали всех причастных.
Мы поговорили с некоторыми сотрудниками лагеря и вожатыми. Попросили позвать директора на беседу, но он так и не пришел. «Занят», — говорили нам. Пришлось осматриваться самостоятельно, но не на территории. Туда посторонним нельзя: «Нечего неизвестным дядькам рядом с детьми ходить».
Слева от лагеря пожарная часть «Забайкалпожспаса», в гараже техника, готовая к пожарам. На полянке между лагерем и пожарной частью совсем недавно какие-то очень наглые и не очень добросовестные люди посреди травы развели кострище — след еще свежий.
Справа на территории лагеря находится футбольное поле, на котором занимаются дети, выполняют упражнения, бегают с препятствиями и играют в футбол. Идя по трассе вдоль него, я нашел тропинку, ведущую в лес.
С одной стороны от тропинки — забор лагеря, с другой — березы. Под ногами земляника. Прошел метров 50, наверное, нашел дырку, через которую можно попасть на территорию лагеря. Еще пара метров — и забор кончился. Примерно отсюда ребенок выбежал за территорию и примерно здесь на него напали собаки, от которых он мог, испугавшись, побежать вглубь леса.
Местность здесь лесистая. Мальчика нашли в метрах 300 от территории, ближе к соседнему лагерю «Звездный», локацию нам удалось найти благодаря приехавшему в лагерь министру физической культуры и спорта Забайкалья Андрею Середкину — туда его проводил управляющий, а заодно и нас.
На участке грунтовая дорога. Земля болотистая. Ноги проваливаются, ходьба сопровождается мокрыми шлепками. Каких-либо следов, говорящих о произошедшем, не осталось. Не знаешь — пройдешь мимо.
Это вторая смена в лагере за лето. Вожатые стараются держать позитивный настрой среди детей и себя. Одна из работающих девочек уточнила, что среди работающих есть те, кто в лагере первый раз. Их произошедшее потрясло сильнее всего. Девочки не спали всю ночь.
Что произошло
Девятилетний мальчик занимался кикбоксингом. Он впервые приехал на смену в лагерь, а до этого проводил лето в родном селе Шоноктуй Борзинского района. Ребенок из многодетной семьи. Работница лагеря рассказала, что мальчик потерялся в районе 8–9 вечера. Дети знакомились с территорией в формате игры. Пропажу заметили на общем сборе, детей всегда на всякий случай считают. Нашли спустя два часа.
— Мальчик маленький такой, худенький. Кикбоксер. Его вообще без одежды нашли. Укусы были на голове и шее, — сказала она.
Более подробной хронологией поделился министр спорта Середкин. По его словам, у детей был квест, суть которого найти различные места лагеря — дом самбо, летнюю столовую. Среди пунктов были три обманки, в том числе и бассейн.
— Забили тревогу, начали искать. Сначала территорию лагеря проверили, потом возле озера. Ребенок очень хотел купаться, он из деревни в первый раз приехал в 9 лет. Потом искали вдоль дороги. Услышали крики о помощи. Со мной [на место обнаружения мальчика] ходил вожатый, который его и нашел. Оперативно сработали, оповестили все службы — МЧС, скорую. Загрузили ребенка в машину, поехали в город, по пути встретили скорую и передали врачам, — рассказывает министр.
По его словам, вожатые заметили, что мальчик к концу игры подустал и присел. По одной из версий, отдохнув, он хотел попробовать поискать в неогороженной части лагеря станцию и получить похвалу за это.
Как принимали лагерь?
По словам Андрея Середкина, лагерь полностью прошел приемку всех необходимых ведомств, получил разрешения. Соответствующие документы есть, но их изъяли следователи. Он работает уже больше 10 лет, и, как говорит министр спорта, происшествий за это время особо не было. За лето здесь отдохнут и позанимаются спортом больше тысячи детей.
Старший инспектор отдела организации деятельности участковых подразделений по делам несовершеннолетних УМВД региона Любовь Полякова на брифинге с журналистами сообщила, что на участке нет забора протяженностью в 350 метров. Там находятся хозяйственные постройки. Весь лагерь занимает площадь в 8,6 гектара. По закону, она вся должна быть огорожена по периметру.
— По лагерю, безусловно, где-то произошел сбой. Лагерь работает на протяжении 10 лет. Мне говорят: «Всё же работало, никаких проблем не было». К приемке подготовились. Одна смена уже прошла. Это вторая смена. <…> Служебная проверка министерством проводится, все объяснительные у нас собраны. Директор сейчас поедет в Следственный комитет давать показания. Будем принимать решение, — комментирует ситуацию Андрей Середкин.
Откуда взялись собаки?
Собак на территории лагеря, как говорит министр, быть не должно было. Он за лето приезжал трижды и ни разу не видел животных.
— На территории лагеря собак точно нет. В этом году я приезжаю раз третий. В прошлом году приезжали. Никогда я собак здесь не наблюдал. Это запрещено, да и само руководство лагеря, которое отвечает за столовую и производство, сообщает, что здесь собак не подкармливают, — рассказывает Середкин.
При этом, пересказывая слова управляющего лагерем, он уточняет, что в прошлом году на берегу псы кусали отдыхающих прямо на пляже рядом с лагерем.
Сейчас поймали четырех собак. Вожатый, который первым нашел ребенка, опознал одну. Следователи проведут экспертизу — она определит, точно ли это те собаки, что покусали ребенка.
Что с ребенком?
Девятилетний мальчик сейчас подключен к аппарату искусственной вентиляции легких в детской краевой клинической больнице. У ребенка повреждена шея и голова. К нему из села Шоноктуй Борзинского района приехала мать, Министерство спорта Забайкалья предлагало ей место в ведомственной гостинице, но та осталась у родственников. В лагере остается его 11-летний брат.
— Он в тяжелом состоянии, но врачи говорят, что показатели в норме. Сказали также, что, возможно, понадобится транспортировка сына в Москву, но пока эту неделю его точно трогать не будут. Ему очень сильно досталось. Он успел закрыть лицо руками, но собаки обкусали ему голову и тело сверху. Сказали, что ему нужна хирургическая и пластическая операции, — рассказала мама мальчика.
Дома сейчас остались еще трое братьев, младшему из которых всего 8 месяцев. Тетя пострадавшего ребенка рассказала, что он очень скромный и вряд ли сам бы мог покинуть территорию лагеря и тем более подозвать собак.
Министр здравоохранения Забайкалья Оксана Немакина отмечает, что мальчик находится в тяжелом состоянии и сейчас нетранспортабелен. Говорить о его возможной перевозке в Москву пока очень рано. Местные врачи связались с клиникой Рошаля в Москве с помощью средств телемедицинской консультации, они считают, что забайкальские врачи всё делают верно. На данном этапе, по словам министра, ехать никуда не нужно, но будет ли лечение и реабилитация ребенка в Москве, пока неизвестно.
— Если скажут, что нужно будет привести его в состояние транспортабельности, то будем тогда думать о транспортировке. Но на сегодняшний день пока на ближайшее время вопрос об этом не стоит. Но это в любом случае будет за счет краевых властей, — прокомментировала Немакина.
Также семье помогают уполномоченный по правам детей Наталия Эпова и министр спорта Андрей Середкин.
— Семью не бросим. Работали с уполномоченной по правам ребенка Наталией Эповой. У нас с ней одна позиция, что будем помогать, что ни маму, ни ребенка не оставим, — говорит Середкин.
Что дальше?
Минспорт Забайкалья уже проводит свою служебную проверку. Уголовное дело из-за произошедшего возбудили в СУ СКР по Забайкальскому краю по статье о халатности.
По версии следствия, ребенок по вине должностных лиц лагеря остался без присмотра и на территории лагеря, не изолированной забором, подвергся нападению собак. Работу следователей контролирует прокуратура.
— Следователи выяснят, как всё было. Виновных накажут, — объясняет Середкин.