Маргарита Ивановна (имена и фамилии в тексте изменены. — Прим. ред.) в 2020 году оказалась в очень непростой и многим знакомой ситуации. Кредитные обязательства перед банками начали давить с огромной силой, особенно после того, как дочь ушла в декрет, а у зятя на работе стали задерживать зарплату. А так как именно дочь и зять были основными помощниками в платежах, то просрочки по кредитам стали расти. Сама женщина устроиться на работу не могла, потому что с возрастом у нее сильно ухудшился слух, она почти перестала слышать на одно ухо и пришлось оформить инвалидность.
В это время свою помощь Маргарите Ивановне предложил друг семьи — Руслан Гармаев, он сказал, что можно оформить банкротство и что у него есть на примете подходящая фирма. Гармаева пенсионерка знала с 1996 года, так как его двоюродная сестра училась в одном классе с Ксенией, дочерью Маргариты Ивановны. Отношения между ними были дружескими, даже доверительными, поэтому пожилая женщина не могла даже представить, что может случиться что-то плохое.
В марте того же 2020 года Гармаев взял трудовую книжку Маргариты Ивановны, свозил ее за справками в пенсионный фонд, где она получала пенсию. В банки Гармаев также съездил с Маргаритой Ивановной, там они брали справки о суммах долгов по кредитам. И все кредитные договоры женщина отдала этому другу семьи, потому что была уверена, что это необходимо. А Гармаев только всё время говорил, что есть люди, которые им помогут.
Когда все справки и документы были собраны, Гармаев привез Маргариту Ивановну в офис фирмы «Отказам нет» по улице Журавлева. Там он подвел ее к девушке по имени Елена и сказал, что Маргарите Ивановне нужно помочь с кредитами. У этой девушки Гармаев спросил, на месте ли некий Иван Анатольевич, и, получив утвердительный ответ, зашел в какой-то кабинет. Как выяснилось позже, Иван Анатольевич являлся директором этой фирмы.
Пожилая женщина осталась один на один с Еленой. Та забрала все справки и попросила у Маргариты Ивановны телефон, сказав, что его нужно будет оставить, потому что сотрудники банков будут звонить и Елена сама будет им отвечать. Она пообещала, что на следующий день телефон они Маргарите Ивановне вернут. Что именно подписывала пожилая женщина в это день, она не помнит. И подписывала ли вообще.
На следующий день Гармаев снова привез Маргариту Ивановну в офис, телефон ей вернули, но уже без сим-карты. На вопросы женщины Елена снова ответила, что сим-карта нужна для разговоров с сотрудниками банка, а Маргарита Ивановна сама якобы не сможет с ними вести диалог.
Затем, в конце апреля, та самая Елена из офиса вместе с другой девушкой приехали к Маргарите Ивановне и повезли ее в банк. По дороге они консультировали пенсионерку, что именно нужно говорить и как отвечать на вопросы. В отделении банка менеджер распечатывал разные документы, а девушки подсказывали Маргарите Ивановне, что и где подписать. После этого сотрудник банка убрал все документы в стол и сказал, что они остаются в залоге у банка, в руки пожилой женщине никаких документов не дали. Затем одна из девушек сходила в кассу и вернулась с пакетом. Маргарита Ивановна заметила, что в пакете были деньги. После этого девушки отвезли пенсионерку домой. По дороге она слышала, как они говорили, что проще сжечь дом, чтобы получить страховку. При этом они громко смеялись.
Маргарита Ивановна в тот момент не понимала, что только что на ее имя была оформлена ипотека, думала, что это всё нужно для того, чтобы решить проблему с кредитами. Когда в разговоре между собой девушки упомянули сумму 5,5 миллиона рублей, пожилая женщина начала догадываться, что дом был оформлен в ипотеку на ее имя, она заволновалась, но говорить вслух не стала. Дома дочери она рассказала свои догадки, та начала звонить Гармаеву, он сначала трубку не брал, дозвониться до него удалось только к вечеру. Когда ему рассказали историю о поездке в банк и о том, что говорили девушки, он успокоил, добавив, что девушки просто так шутили и что вопрос с кредитами будет решен.
После этой поездки в банк Гармаев через некоторое время прибыл к Маргарите Ивановне. Он заявил, что необходимо оформить страхование жизни, стоимость которого составляет 60 тысяч рублей. При этом Гармаев пообещал оплатить 20 тысяч сам, еще 20 тысяч должна была внести Маргарита Ивановна, а оставшиеся 20 тысяч — «Евгеньевич». Маргарита Ивановна отдала ему 20 тысяч рублей со своей пенсии, но никаких документов о страховке так и не получила.
Помощи с кредитами, с которых и началась эта история, пожилая женщина не дождалась. Со слов Гармаева, в качестве решения проблем с долгами в банки от лица Маргариты Ивановны были разосланы письма с просьбой снизить ежемесячные платежи до 1 тысячи рублей, так как у нее тяжелая жизненная ситуация и платить больше ей сложно. Результат от этих писем был нулевой, долги никак не изменились и продолжают давить.
Летом того же года зять Маргариты Ивановны Виктор купил у Руслана Гармаева в рассрочку машину. Договор купли-продажи они не оформляли, а ПТС Гармаев обещал отдать после того, как они рассчитаются за авто. В качестве первого взноса семья отдала 100 тысяч рублей, а затем платила еще по 53 тысячи рублей каждый месяц. Так как лишних денег не было, то для того, чтобы машину удалось выкупить, Маргарита Ивановна отдавала дочери с мужем большую часть пенсии, вязала варежки и носки и продавала.
Спустя некоторое время машине потребовалась то ли замена резины, то ли что-то еще, зять Маргариты Ивановны приехал на СТО. Во время обслуживания автомобиля к нему подошли двое мужчин, начали задавать вопросы о том, почему он ездит на этой машине, где Руслан Гармаев и прочие. В разговоре выяснилось, что на самом деле машина эта не принадлежит Гармаеву, он сам ее арендовал у другого человека, поэтому прав на продажу не имеет. В конце концов через некоторое время хозяин автомобиля вызвал эвакуатор и забрал машину прямо от ворот дома, где жила дочь Маргариты Ивановны Ксения вместе с мужем и детьми. Так они лишились авто и денег, потраченных на якобы его приобретение.
К этому времени уже было известно точно, что на Маргариту Ивановну оформлен ипотечный кредит, по платежам за него шли просрочки. Сразу после сделки долги не проявились, потому что еще до оформления ипотеки Гармаев взял у Маргариты Ивановны ее банковскую карту, как он сказал, для того чтобы проводить платежи по кредитам. Он вносил деньги на эту карту, а с нее происходило списание за ипотеку, так было первые пару месяцев. Дальше ипотечный кредит уже никто не оплачивал, позже банк подал иск в суд.
В итоге суд принял сторону банка и обязал Маргариту Ивановну выплачивать долг 5,5 миллиона рублей, а на дом наложили арест. Во время судебных разбирательств Маргарита Ивановна вместе с сотрудниками банка побывала в этом доме, внутри он выглядел непригодным для жилья и требующим капитального ремонта. Как такой дом можно было оценить в 5,5 миллиона рублей, пожилой женщине не ясно до сих пор. Также непонятно, почему пожилой женщине-инвалиду с большой кредитной нагрузкой была одобрена ипотека.
Маргарита Ивановна вместе с дочерью и зятем обращалась в полицию с заявлением о мошенничестве. В марте 2021 года возбудили уголовное дело, во время расследования которого стали известны еще некоторые интересные детали. Чтобы банк точно одобрил ипотеку Маргарите Ивановне, ее оформили на работу к какому-то ИП, которого пожилая женщина никогда даже и не видела. Также ей сделали фиктивную справку о том, что она якобы получает зарплату больше 100 тысяч рублей в месяц.
Изначально уголовное дело строилось на том, что в деле действовала целая группа, основной упор был на подозреваемую Елену Прокопенко (одну из тех девушек, кто возил пенсионерку в банк на оформление ипотеки. — Прим. ред.), и тут тоже оказалось не всё так просто. Дом, который по документам теперь принадлежал Маргарите Ивановне, ранее был оформлен на Елену Прокопенко. То есть сделку в банке оформляли продавец и покупатель. Обе стороны присутствовали, все документы были добровольно подписаны, фактически по документам владельцем дома и земельного участка стала Маргарита Ивановна, поэтому в полиции посчитали, что факта мошенничества со стороны Елены Прокопенко нет.
Уголовное дело в декабре 2021 года приостановили по причине того, что в качестве обвиняемого некого привлечь. На паузе оно стоит до сих пор, на момент публикации материала ничего не изменилось. Маргарита Ивановна платит кредитные долги, и помощи ждать ей уже неоткуда.